Марина Комолова
Технологические карты организации экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Камни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительные камни»
Тема1: «Какими бывают камни?»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель: Познакомить детей со свойствами камня, как по ней определять цвет, размер, вес, характер поверхности и температуру. Расширять знания детей о том, что камень водонепроницаемый.
Материал и оборудование: камни разные, вода, емкости для опыта, песок, лупа, пластилин, тарелки, салфетки.
Этапы деятельности:
Публикация «Технологические карты организации экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста „Камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Мотивационно-организационный
К сыщикам приходит Персонаж (по выбору педагога: сыщик) приносит таинственный ящик и предлагает поочередно исследовать предмет.
Результат :
Создана проблемная ситуация -познакомить персонаж с камнями, его свойствами.
2. Поисково-исследовательский:
1. Дети разглядывают камни: для начала давайте определимся с цветом. Дети проводят расследование, рассматривают и предлагают свои рассуждения (камни бывают разных цветов). Далее им предлагается определить размер, форму и вес камней: ощупывая предметы, разглядывая в лупу (имеют Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д., сравнивают по размеру (большое и маленькие) и весу (Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень) - выдвигают предположение, что камни бывают разные по размеру и весу (легкие и тяжелые).
2. У каждого из нас есть свой характер, кто-то спокойный человек, а кто-то наоборот. У камней тоже бывает характер! Только это характер поверхности.
Педагог предлагает преступить к определению характера поверхностей камней. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Педагог просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. (камень может быть гладким и шероховатым).
Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? (камни – твёрдые, пластилин принимает любую желаемую форму).
3. Педагог предлагает определить температуру камней. Среди предложенных камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Педагог просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Итог: камни могут быть теплые и холодные.
4. Могут ли камни менять цвет? Педагог предлагает один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.) Вывод: Мокрый камень темнее.
Дальше предлагает погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют. Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.
5. Тонут ли камни в воде? Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Педагог обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
6. А если еще сложнее? Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.) Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.
Результат:
Дети вовлечены в игровую ситуацию.
Проведен эксперимент, в ходе которого дети и выявили свойства камней: Камни бывают разные: по размеру, форме, цвету, весу, характеру поверхности.
3. Итоговый
(анализ и обобщение полученных в ходе экспериментирования результатов)
Камни бывают разные: по размеру, форме, цвету, весу, характеру поверхности. Камень тяжелее воды, поэтому он тонет по сравнению с деревом. Камень водонепроницаемый, так как он твердый и не пропускает через себя воду.
Результаты этапа:
Сформулирован вывод о том, что камни тяжелее воды и водонепроницаемые. Обобщен изученный материал; дана оценка деятельности детей.
Тема2: Живые камни.
Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Уточнить знания с опорой на опыты, вызвать радость открытий, полученных из опытов.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Материал и оборудование: 1. Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
2. Сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка
Этапы деятельности: 1. Мотивационно-организационный
К сыщикам приходит Персонаж (по выбору педагога: Незнайка, Гномик Никелька, Знайка, другой понравившийся персонаж) приносит «таинственный» ящик, сообщает, что в этом ящике «живые» камни. Просит ребят рассказать об этих «живых» камнях, почему их так называют? Где их можно встретить?
Результаты: Создана проблемная ситуация -познакомить персонаж с камнями, его свойствами и провести научный опыт.
2. Поисково-исследовательский:
1. Дети самостоятельно угадывают, что там лежит: определяют на ощупь, рассматривают с помощью лупы, ощупывают, нюхают. Вынимают материал из ящика. Что можно сказать о них? Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате. Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
2. Научный опыт “Выращивание сталактитов”
Готовим перенасыщенный содовый раствор. В двух одинаковых банках приготовлен раствор. Ставим банки в тихое тёплое место- для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.
Результаты : Дети вовлечены в игровую деятельность, в ходе которой
проведен эксперимент. Закреплены ранее поученные знания о камнях и выявлено новое свойство: некоторые камни, которые находятся на территории Норильска, шипят, издают звуки.
Итоговый: Мел, известняк, уголь не имеют характерного запаха, по цвету и размеру они разные, применяют их в основном в хозяйстве. Про проведении эксперимента, мы обнаружили, что при контакте мела (угля, известняка) и лимонного сока, камень начинает шипеть, это реакция кислоты и природного материала, тем самым камень переходит в сыпучее состояние. В ходе второго опыта, мы можем наблюдать рост (сверху вниз и снизу вверх) сталактитов и сталагмитов, как в настоящих пещерах с помощь. Содового раствора, банки, ниток и нашего терпения.
Результаты :
Сформулирован вывод о том, что камни и полезные ископаемые, находящиеся на территории Норильска под воздействием климата и изменением окружающей среды, могут менять свое состояние;
обобщен изученный материал; дана оценка деятельности детей.