Мария Иванова
Технологическая карта занятия с применением ТРИЗ (метод «Системный оператор») для старшей группы
Технологическая карта занятия
с применением ТРИЗ (метод «Системный оператор»).
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия : пересказываем русскую народную сказку «Заяц хваста» с применением метода «Системный оператор»
Возрастная группа : старшая группа
Публикация «Технологическая карта занятия с применением ТРИЗ (метод „Системный оператор“) для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель занятия : пересказ сказки «Заяц хваста» с наглядной опорой в виде схем в цепочке экранов, отображающих последовательность событий.
Задачи занятия :
Обучающая: воспроизвести по памяти героев сказки, последовательность сказки посредством схем.
Развивающая: развитие способов умственных действий: проанализировать поступки героев, сформулировать вывод
Воспитательная: соблюдать правила участия в беседе: внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего.
Планируемые результаты занятия : дети перескажут содержание сказки «Заяц хваста» с наглядной опорой в виде схем в цепочке экранов, отображающих последовательность событий.
Подготовительная работа: Чтение сказки «Заяц - хваста», рассматривание иллюстраций к сказке.
Материалы и оборудование: письмо, цепочка экранов.
№ Этапы,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия 1. Воспитатель говорит детям:
-«Сегодня по дороге в детский сад почтальон вручил мне конверт с письмом. Интересно от кого это письмо, давайте узнаем». Воспитатель читает письмо.
-Здравствуйте, дети. Пишет вам Незнайка. Мне нужна ваша помощь. В моей любимой книге про Зайца Хвасту перепутались страницы. Помогите, пожалуйста, вспомнить содержание сказки, чтобы восстановить порядок страниц в моей книге.
Игровой: сюрпризный момент
Словесный: читает письмо
Внимательно слушают воспитателя
Дети проявят интерес и готовность к занятию.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме 1. Дети, поможем Незнайке?
Тогда предлагаю вам вспомнить содержание сказки.
2. Беседа по содержанию ранее прочитанной русской народной сказки «Заяц хваста»
-А помогут нам восстановить последовательность содержания схемы.
Воспитатель зарисовывает на доске в цепочке из трех экранов правильную последовательность сказки с помощью схем (сначала о том, где и как жилось зайцу, потом о том, что с ним случилось и в конце о том, как помог заяц вороне).
Словесный: беседа
Наглядный: показ
Внимательно слушают воспитателя.
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.
Проявят желание помочь
2.2. Этап ознакомления с материалом
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о… 1. Рассказывание сказки «Заяц - хваста» воспитателем.
- Дети, я вам сейчас расскажу русскую народную сказку «Заяц - хваста» с опорой на схемы, а вы внимательно послушайте.
- Дети, я вам рассказала сказку, а теперь попробуйте пересказать её самостоятельно, используя предложенную схему, но не забудьте, что в своём рассказе вы должны соблюдать правильную последовательность используя цепочку экранов со схемами.
2. Проводит динамическую паузу.
«Встали зайцы на пеньки,
Приподнялись на носки.
Спины чуть прогнули,
Лопатки все сомкнули.
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все стоят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали.
Зайцы волка увидали
И с лужайки убежали». Наглядный: показ
Словесный: рассказ
Практический: выполнение упражнений. Дети слушают рассказ воспитателя, с интересом рассматривают схемы
Выполняют динамические упражнения по показу воспитателя. Дети послушали воспитателя, приготовились к пересказу сказки «Заяц - хваста».
Дети удовлетворят двигательную потребность.
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы Пересказ сказки целиком по схеме в правильной последовательности.
Дети, кто хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца?
- А помогут вам подробно, последовательно пересказать наши схемы.
-А ваш пересказ я запишу на телефон, мы отправим аудио письмо Незнайке. Наглядный: показ
Словесный: пересказ Дети пересказывают сказку с опорой на схемы. Дети перескажут сказку по схемам в правильной последовательности.
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки 1. Воспитатель проводит ситуативный разговор:
о чем интересном и полезном узнали, чему научились, что вызвало затруднения.
Удалось ли нам помочь Незнайке?
Тогда аудиозапись с пересказом сказки от вас отправляю Незнайке, чтобы он смог восстановить последовательность страниц в книге.
2. Дает установку на последующую деятельность:
Вам понравилось работать со схемами?
Можете дома пересказать сказку родителям используя цепочку экранов со схемами. Словесный: вопросы Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности, установят практическую значимость полученных знаний и опыта.