Бекленищева Полина Михайловна
Технологическая карта занятия по речевому развитию «Курица на столбах» по произведению Пришвина М. М. для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Технологическая карта занятия по речевому развитию на тему «Курица на столбах» по произведению Пришвина М. М. «Курица на столбах» в подготовительной группе.
Воспитатель: Бекленищева Полина Михайловна, детский сад № 65 комбинированного вида г. Полевской.
Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое.
Публикация «Технологическая карта занятия по речевому развитию „Курица на столбах“ по произведению Пришвина М, М, для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия : Составление цепочки последовательности событий по средством наглядных символических моделей в ходе чтения сказки «Курица на столбах», беседы по прочитанному произведению, дидактической игры «Курица на столбах» и рисования (мнемодорожка).
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять умения отвечать на вопросы развернутым ответом в ходе беседы;
• Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа в ходе беседы по содержанию произведения.
Развивающие :
• Развивать слуховое и зрительное восприятие при прослушивании отрывка сказки и рассматривании иллюстраций;
• Развивать произвольное внимание в процессе соблюдения правил игры; мыслительные операции в ходе творческого воображения.
Воспитательные:
• Воспитывать желание помогать другим в ходе беседы по содержанию произведения;
• Воспитывать интерес к чтению художественных произведений.
Дополнительные задачи (Дидактическая игра) :
Дидактическая задача: закреплять содержание произведения в процессе проведения дидактической игры и использованием ИКТ-оборудования.
Игровая задача: сыграть в игру “Курица на столбах” и ответить на выпавшие вопросы по сказке М. М. Пришвина “ Курица на столбах”
Игровые правила:
• Играем по очереди;
• Если выполнил задание правильно, получает звездочку, если нет, то ничего не получает;
• Выигрывает тот, кто соберет больше звездочек.
Игровые действия: задача детей как можно больше ответить на вопросы, пройти все задания, чтобы выстроить цепочку событий по прочитанному произведению «Курица на столбах». Кто справится с заданиями и больше ответит на все вопросы, тот выиграл.
Словарная работа:
• Столб – шест, бревно, установленное вертикально;
• Нахохленная – взъерошенная птица;
• Тукают – стучать, ударять;
• Подозрение – вызывающий сомнение;
• Квохтанье – квохчет курица;
• Задумчиво – размышляющий, подгруженный в думу;
• Солнце померкло – утрачивает яркость;
• Насыщенный аромат – сильный, богатый;
Планируемый результат занятия :
1) Дети знают содержание сказки “Курица на столбах” М. М. Пришвина.
2) Рассказывают о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
3) Отвечают на вопросы развернутым ответом.
4) Выполняют правила дидактической игры.
Подготовительная работа: чтение литературной сказки “Курица на столбах” М. М. Пришвина, разработка дидактической игры.
Материалы и оборудование: доска СМАРТ, указка, литературная сказка М. М. Пришвина “ Курица на столбах”.
Деятельность педагога:
- Ребята, а как вы думаете, важно читать сказки?
- Для чего мы их читаем?
Стихотворение:
“Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!“
- Ребята, сейчас у меня в руках замечательная, наша любимая книга с сказками, давненько мы с вами не читали ее.
- Хотите почитаем?
- Сегодня мы будем читать рассказ Михаила Михайловича Пришвина.
- Отгадайте загадки, о ком будет рассказ?
«По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит лёгкие перинки»
Ответ: Гусь
«У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки»
Ответ: Курица
- Сегодня мы прочитаем рассказ про курицу и четырёх гусятах.
Михаил Михайлович Пришвин написал много очень интересных произведений, мы с вами их читали.
- Ух ты, ребята, посмотрите кто это на доске у нас высветился.
- Правильно, это курица.
Она хочет провести нас по сказке и вместе с ней вспомнить события которые происходили на протяжении всего произведения.
- Окунёмся вместе в курочку в интересную сказку?
- Сказка называется «Курица на столбах».
- Сейчас я вам её прочитаю.
Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой Дамой. Прошли положенные дни для высиживания, и Пиковая Дама вывела четырех желтеньких гуськов. Они пищали, посвистывали совсем по-иному, чем цыплята, но Пиковая Дама, важная, нахохленная, не хотела ничего замечать и относилась к гусятам с той же материнской заботливостью, как к цыплятам.
Прошла весна, настало лето, везде показались одуванчики. Молодые гуськи, если шеи вытянут, становятся чуть ли не выше матери, но все еще ходят за ней. Бывает, однако, мать раскапывает лапками землю и зовет гуськов, а они занимаются одуванчиками, тукают их носами и пускают пушинки по ветру. Тогда Пиковая Дама начинает поглядывать в их сторону, как нам кажется, с некоторой долей подозрения. Бывает, часами, распушенная, с квохтаньем, копает она, а им хоть бы что, только посвистывают и поклевывают зеленую травку. Бывает, собака захочет пройти куда-нибудь мимо нее, – куда тут! Кинется на собаку и прогонит. А после и поглядит на гуськов, бывает, задумчиво поглядит.
Мы стали следить за курицей и ждать такого события, после которого, наконец, она догадается, что дети ее вовсе даже на кур не похожи и не стоит из-за них, рискуя жизнью, бросаться на собак.
И вот однажды у нас на дворе событие это случилось. Пришел насыщенный ароматом цветов солнечный июньский день. Вдруг солнце померкло, и петух закричал.
– Квох, квох! – ответила петуху курица, зазывая своих гусят под навес.
– Батюшки, туча-то какая находит! – закричали хозяйки и бросились спасать развешанное белье.
Грянул гром, сверкнула молния.
– Квох, квох! – настаивала курица Пиковая Дама.
И молодые гуси, подняв высоко шеи свои, как четыре столба, пошли за курицей под навес. Удивительно нам было смотреть, как по приказанию курицы четыре высоких, как сама курица, гусенка сложились в маленькие штучки, подлезли под наседку и она, распушив перья, распластав крылья над ними, укрыла их и угрела своим материнским теплом.
Но гроза была недолгая. Туча пролилась, ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом. Когда с крыш перестало литься и запели разные птички, это услыхали гусята под курицей, и им, молодым, конечно, захотелось на волю.
– На волю, на волю! – засвистали они.
– Квох-квох! – ответила курица.
И это значило:
– Посидите немного, еще очень свежо.
– Вот еще! – свистели гусята. – На волю, на волю!
И вдруг поднялись на ногах и подняли шеи, и курица поднялась, как на четырех столбах, и закачалась в воздухе высоко от земли.
Вот с этого разу все и кончилось у Пиковой Дамы с гусями: она стала ходить отдельно, гуси отдельно, видно, тут только она все поняла, и во второй раз ей уже не захотелось попасть на столбы.
Задаю вопросы по прочитанному произведению.
- Почему курицу прозвали «Пиковая Дама»?
- Почему гусята подняли головы, после того, как закончилась гроза?
- Почему курица и гусята в конце сказки гуляли отдельно друг от друга.
- Почему нужно любить и уважать маму?
- Что было бы, если гусята не подняли головы после того, как закончилась гроза?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
«Маляры»
Нет забавнее игры:
Наши глазки маляры.
(Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх вниз раз,
Вверх вниз два. (И так до 8 раз.)
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(Легко моргают.)
- Ребята, перед вами разбросанные картинки, вам нужно их собрать, чтобы узнать, первое событие, которое произошло в сказке.
- Молодцы, вы собрали картинки, расскажите мне, какое событие первое произошло в сказке?
- Ребята, наши гуси спрятались, давайте их найдём и отведём в амбар.
- Ребята, смотрите, солнышко спряталось, началась гроза, курочка зовёт своих гусят, чтобы скрыть их от дождя, давайте отведём наших гусят к курочке.
- Ну вот наконец гроза закончилась, выглянуло яркое солнышко, давайте раскрасим курочку с гусями, чтобы понять, какое событие произошло.
- После того, как курочка поняла, что детишки её на самом дели гуси, они начали гулять раздельно, давайте проведём курочку и гусей в амбар.
Рефлексия
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто автор сказки?
- Давайте вспомним все события, которые произошли в сказке.
- Мне тоже очень понравилась сказка. Произведение «Курица на столбах», можно описать одной пословицей «Не та мать, что родила, а та мать, что вскормила».
- Ребята, чтобы закрепить наше произведение, на следующем занятии мы с вами нарисуем мнимо таблицу по данной сказке.