Ольга Чиданова
Технологическая карта занятия по экспериментированию в старшей группе «В удивительном мире пузырей»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия в ДОУ
Экспериментирование
(Вид деятельности, методика образования или развития)
Тема занятия : «В Удивительном мире пузырей»
Воспитатель: Чиданова Ольга Владимировна
Тема: «В удивительном мире пузырей»
Образовательные области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.
Группа (возраст) : старшая (5-6 лет)
Тип занятия : интегрированное.
Публикация «Технологическая карта занятия по экспериментированию в старшей группе „В удивительном мире пузырей“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.
Задачи (формулируются исходя из образовательных областей) :
1. Познавательная: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена. Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей. Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
2. Социально-коммуникативная: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками. Поддерживать интерес к здоровье сберегающим предметам (мыло, вода).
3. Речевая: Активизировать коммуникативные умения и навыки детей: Способствовать развитию диалогической речи, продолжать формировать умения отвечать на вопросы.
Оборудование: Трубочки для коктейля; окрашенные мыльные растворы; тазик с водой; мыло; столы; акварельные листы; предметы для выдувания мыльных пузырей; ракетка для бадминтона; шерстяной шарф.
Этап занятия, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога
(с указанием технологии, методов, приёмов) Деятельность детей
(формы, возможные виды детской деятельности) Результаты
Ориентировка в деятельности Психологический настрой, до 1 мин. - Настроить детей на дальнейшую деятельность;
- создать эмоциональную положительную атмосферу на предстоящую работу. Словесный метод: воспитатель приветствует детей.
Приветствуют воспитателя стоя в кругу. Дети эмоционально настроены к занятию и заинтересованы темой.
Мотивация, 1 мин. Словесный метод: воспитатель говорит, что они попали в лабораторию.
Воспитатель задаёт вопросы. Дети предлагают ответы.
Актуализация, 2-3 мин. Наглядный и словесный метод: воспитатель предлагает посмотреть на предмет в коробке и описать его свойства. Дети рассматривают и называют свойства (с помощью помощников – глаз, носа, ушей, рта, рук).
Постановка проблемы, целей, 2-3 мин. Словесный метод: воспитатель спрашивает для чего нужно мыло? Как получить мыльные пузыри. Дети отвечают на вопросы.
Выдвижение гипотезы
Практический Действие
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.
- Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей.
- Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями.
- Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
- Развивать у детей навык практического экспериментирования.
- Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Практический метод: воспитатель предлагает потрогать воду руками, опустить мыло в воду и размылить его. Воспитатель предлагает сделать мыльные пузыри из разных предметов. Предлагает поиграть мыльными пузырями в бадминтон. Предлагает порисовать мыльными пузырями.
Словесный метод: воспитатель задаёт вопросы.
Дети трогают воду, опускают мыло в воду и размыливают его. Дети пробуют надувать пузыри с помощью соломинок, обрезанных бутылок, палочек для пузырей. Дети играют мыльными пузырями с помощью ракетки. Дети рисуют мыльными пузырями.
Дети отвечают на вопросы. Дети имеют представления о свойствах мыла.
Знакомы со свойствами мыльных пузырей.
Знакомы с техникой рисования мыльными пузырями.
Контроль Наглядный метод: воспитатель следит за правильностью выполнения заданий. Внимательно слушают все указания воспитателя.
Самоконтроль Следят за правильным выполнением заданий у сверстников.
Поддержка детской инициативы Словесный метод: на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Практический метод: поэтапно проведено занятие. Дети выполняют задания, которые им даёт воспитатель.
Динамическая пауза, 1-2 мин. Практический метод: воспитатель предлагает поиграть мыльными пузырями. Дети под музыку лопают мыльные пузыри ногами.
Рефлексивно-аналитический Логическая рефлексия, 2-3 мин. Оценить свои результаты, закрепить полученные знания, поделиться впечатлениями. Воспитывать доброжелательность. Словесный метод: воспитатель спрашивает, что нового они узнали. Дети отвечают на вопросы. Положительное эмоциональное настроение, закрепление полученных знаний.
Эмоциональная рефлексия, 1 мин. Словесный метод: воспитатель хвалит детей и дарит мыльные пузыри. Дети выражают свои эмоции.
Определение ближайшей перспективы Воспитатель предлагает поиграть с мыльными пузырями. Дети соглашаются.
Сценарный план занятия
Ход занятия Действия воспитателя и детей
1. Психологический настрой Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
«Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются!»
Мотивация Сегодня мы с вами попали в лабораторию. А кто работает в лаборатории? Правильно, ученные. Вот и мы побудем ученными, но для того, чтобы ими стать нам надо одеться так же, как ученные. А во что они одеты? (Халаты, тапочки, шапочки, перчатки, очки) Во что они одеты зависит от того, с чем они работают. Одевайте халаты и посмотрим, с чем нам предстоит работать, что внутри коробочки мы еще не знаем. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. И мы, как настоящие ученые будем изучать этот предмет, для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (Глаза, нос, уши, рот, руки).
Актуализация Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но ни в коем случае не говорите его название, пока мы не опишем все его свойства.
Первый наш помощник – глаза.
-Что они говорят вам о предмете? Какой он? (Прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой).
Следующий помощник – уши.
-О чем они говорят? (Предмет не издает звука).
-А рот с язычком нам помогут? (Нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).
Возьмите этот предмет в руки.
-Что они вам говорят о предмете? Какой он? (Гладкий, тяжелый, холодный, твердый).
-Какой помощник нам еще может помочь? (Нос). Что он говорит о предмете? (Ароматный, душистый, пахучий) .
Назовите, аромат чего он вам напоминает? (Ответы детей)
Постановка проблемы, целей Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (Умываться, стирать, мыть руки). Скажите, что это за предмет? (Мыло).
Какое бывает мыло? (Жидкое и твердое)
Что надо сделать с мылом, чтобы получить мыльные пузыри? (Разбавить в воде)
Выдвижение гипотезы
Действие Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (Не трогать руками глаза, рот). Займите свои места вокруг столов.
- Посмотрите, что в емкостях? (Вода).
- Потрогайте пальчиками, какая вода (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха).
- Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
- Какое стало мыло? (Скользкое).
- Что произошло с водой? (Стала мутная, пенится, есть запах).
Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.
Из такого мыльного раствора можно выдуть пузырики, но они будут не очень прочными, поэтому я вам покажу сейчас, как можно сделать мыльный раствор для прочных пузырей. (Смешиваем жидкое мыло, воду, глицерин)
Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (Выдуть через трубочки). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
- Какие пузыри у вас получились? (Большие, маленькие, прозрачные).
-Посмотрите на пузыри, вы видите на них радугу? (Свет отражается от мыльной оболочки)
- Когда много мыльных пузырей, что получается? (Пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
А сейчас мы с вами попробуем сделать пузыри с помощью разных предметов. (Пробуют надувать с помощью соломинок, обрезанных бутылок, палочек для пузырей)
Какие получались пузыри? (Форма, размер)
Ребята, у вас получились замечательные пузыри, а как вы думаете, можно ли надуть в пузыре еще один пузырь? Давайте попробуем? (Пробуют, не получается).
Ничего у нас не получается, но я знаю один простой секрет, как можно это сделать. На скатерть мы наносим немного мыльного раствора и на нее же выдуваем пузырь. Пузырь не лопается, а соединяется с тем раствором, который на скатерти, превращаясь в купол. Трубочку обмакиваем в мыльный раствор, протыкаем пузырь и внутри надуваем еще один. Так повторяем несколько раз. Дети пробуют сами выполнить такое действие.
Какие замечательные пузырики у нас получились!
Контроль Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий.
Самоконтроль Проверка полученных результатов при выполнении заданий.
Поддержка детской инициативы Воспитатель на протяжении всего занятия поощряет, хвалит.
Достижение результата Дети выполняют все задания-эксперименты, которые им даёт воспитатель.
Динамическая пауза Давайте теперь немного отдохнем, ложитесь все на пол вокруг меня, ногами в центр круга. Я буду на всех вас выдувать пузыри, а вы, не вставая, будете лопать их ногами.
Дети под музыку лопают мыльные пузыри.
Вот мы с вами немного отдохнули и нам пора приниматься за работу.
Действия 2 Вот мы с вами немного отдохнули и нам пора приниматься за работу.
Как вы думаете, можно ли мыльным пузырем играть в бадминтон?
Вы правы, если дотронутся до мыльного пузыря ракеткой, то он лопнет, а вот если на ракетку положить шерстяную вещь, то пузырь задержится на шерстинках и им можно будет чеканить, как мячиком.
Ребята, вы сегодня узнали две интересных тайны, как можно сделать пузырь в пузыре и как можно поиграть с ракеткой и пузырем, чтобы он не лопнул.
А попробуйте-ка ответить на такой вопрос: можно ли рисовать мыльными пузырями? Конечно, можно, а что для этого надо сделать?
В раствор надо добавить краски. Давайте все вместе попробуем порисовать пузырями и сделаем выставку мыльных работ.
Логическая рефлексия Дорогие друзья, пока наши работы сохнут, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? (Ответы детей)
Правильно, мы узнали, что пузыри можно сделать из воды и мыла, а чтобы они были прочными в них надо добавить волшебный ингредиент (глицерин).
Так же мы узнали, что пузырями можно чеканить как мячом, только если одеть на ракетку шерстяную вещь.
А еще мы узнали, что с помощью мыльной пены и красок могут получится замечательные рисунки.
Мыльные пузыри всегда какой формы? (Шар, сфера)
Эмоциональная рефлексия Ребята, мы с вами на славу потрудились, у нас получились потрясающие пузыри, на этом наша работа в лаборатории подходит к концу, а за ваши труди и старания я хочу подарить вам вот такие замечательные мыльные пузыри.
Определение ближайшей перспективы Воспитатель предлагает поиграть с мыльными пузырями.