Папки-передвижки

Технологическая карта урока-практикума по русскому языку во 2 классе «Проверка парных согласных на конце и в середине слова»

Галина Владимировна Колмакова
Технологическая карта урока-практикума по русскому языку во 2 классе «Проверка парных согласных на конце и в середине слова»

Колмакова Галина Владимировна

учитель начальных классов

муниципального казенного общеобразовательного учреждения Мулымская средняя общеобразовательная школа п. Мулымья

Технологическая карта урока с применением современных образовательных технологий

Тема урока: урок – практикум с использованием деловой игры. «Проверка парных согласных на конце и в середине слова». 2 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии и методики: подготовка к проектной деятельности, проблемные технологии, игровая (урок – игра «Заседание редакционного совета», технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Публикация «Технологическая карта урока-практикума по русскому языку во 2 классе „Проверка парных согласных на конце и в середине слова“» размещена в разделах

Задачи урока: формировать умение видеть орфограмму;

уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки; уметь строить работу с партнёрами; уметь правильно формулировать свои мысли;

отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами;

Основные термины: парные согласные

Ресурсы: 1. Учебник "Русский язык" (автор В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2014 г. 2. Персональный компьютер учителя, мобильный класс, мультимедиапроектор, документ-камера, интерактивная доска, презентация учителя «Парные согласные в корне слова». Дополнительно: табличка на столе учителя «Главный редактор»; на столах: «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»; эмблемы.

Планируемые результаты

Личностные Метапредметные Предметные

-воспитывать

положительную Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; На уроке

обучающиеся

мотивацию к учению;

-активизировать познавательную деятельность

через групповую форму работы;

чувство

коллективизма и уважительное отношение к труду

журналистов;

-уметь проводить самооценку на

основе критерия успешности

учебной

деятельности; -уметь подбирать проверочные слова к словам с парными согласными ;

-проговаривать последовательность действий;

-следовать точной инструкции учителя при выполнении заданий;

-корректировать свою деятельность: вносить изменения в процесс познания с учетом возникших трудностей и ошибок;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

-уметь различать разницу в произношении и написании слова;

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-работать с учебником (находить страницы и знака – помощника, искать и выделять необходимую информацию по указанию учителя, включая

оглавление);

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем, друг с другом;

-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-принятие решения и его реализация; получат возможность:

-понять, какую роль играют парные

согласные в русском языке;

-закрепить знания о правиле проверки парных согласных;

-применить

использованные знания на практике;

Межпредметные связи: Литературное чтение: анализ пословиц из учебника, заучивание стихотворения. Физическая культура: физминутка, правила культуры труда и отдыха.

Этап урока Цель этапа Действия учителя Действия обучающихся Планируемые результаты

I. Орг. Момент. Создание условий для

установления эмоционально го контакта. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Настраиваются на

активную работу на уроке. Самооценка готовности к уроку.

II. Создание Игра «Алфавит» Слайд 1 14 21 18 9 10 13 12 1 Общий настрой на Включение в

Мотиваци я к

учебной

деятельнос ти. условий для включения учащихся в

деловой ритм. - Расшифруйте имя сказочного персонажа.

- Как вы себе представляете этого персонажа? Как он выглядит?- А теперь посмотрите на этого персонажа. Слайд 2 «Мурзилка»

- Как вы думаете, чем он занимается?

- Вы правы. Мурзилка является корреспондентом журнала, который так и называется «Мурзилка».

Сегодня он приготовил для вас несколько вопросов. работу на уроке. работу на личностно- значимом уровне.

Познаватель ный интерес к уроку.

III.

Актуализа ция

знаний. Мозговой штурм. Выявление затруднений в индивидуальн ой

деятельности каждого

обучающегося - Как называется главная часть слова?

- Что такое однокоренные слова? Что такое корень

слова? Опасное место в слове? Пятая буква алфавита? Звуки, которые могут свистеть, шипеть, но не хочется им петь? Часть слова, которая стоит перед корнем?

Какие буквы не обозначают звуков? На какие 2 группы можно разделить буквы И, Л, О, Д, Т, В, Ю? Взаимодействие с учителем, друг с другом. Актуализаци я знаний,

необходимы х для

понимания темы.

IV.

Постановк а учебной задачи.

Формулир ование

темы.

1.

Чистописан ие. Подведение детей

формулирован ию темы и

постановке задач урока. Установить, что быстрее справиться с задачами поможет групповая

форма работы. - Я предлагаю на уроке русского языка познакомиться не только с журналом «Мурзилка», но и освоить азы некоторых профессий, связанных с журналистикой, в форме деловой игры «Заседание редакционного

совета» Слайд 3.

- Сегодня вы будете работать в группах. Это позволит экономить время и помогать друг другу. Переверните карточку с названием вашего отдела, эмблемой и заданием. (При необходимости провести жеребьёвку). Эмблема отдела, который будет работать активно, дружно и самостоятельно, будет вывешена на доске в конце урока. Главным редактором буду я.

- Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число.

Уважаемые коллеги! Как вы знаете, журналистам приходится много писать, и поэтому мы проведём Знакомятся

названиями отделов

«Отдел

информации»,

«Отдел новостей»,

«Отдел писем». Прогнозируют предстоящую деятельность.

Повторяют правила работы в команде.

Дети поставили руки на локти: пальчики Составление плана

последовател ьности

действий. Распределен ие ролей.

Уважительно

е отношение к труду

Гимнастика для

пальчиков.

2.

Повторение пройденног о

материала.

3. Работа с учебником небольшую разминку для наших пальчиков.

- Возьмите карточки с чистописанием. Запишите буквы, продолжив закономерность. Какие буквы писали? (Д т, Т т, Д д; В ф, Ф ф, В в).

- А почему мы писали именно эти буквы?

- Догадались, над чем будем работать сегодня на уроке?

- Каждый журналист должен правильно и красиво уметь составлять предложения.

- Первое задание для каждого из отделов: из данных слов составьте предложения. Слайд 4.

- Вставьте пропущенные буквы. - Как определить, какую согласную нужно написать в слове? - Какое слово будет являться проверочным?

- Составьте и запишите текст из этих предложений. (Проверка выполненного задания с помощью

документ-камеры.)

- Какие слова являются проверочными?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Кто может сформулировать тему?

- Итак, тема урока: проверка правописания согласных на конце и в середине слова. Слайд 5

- Какие задачи встают на пути к достижению цели? Откройте учебник.

Проверьте, совпадает ли ваша формулировка темы урока с учебником.

(Если понадобится помощь – слайд 6)

- Какие задачи можете поставить себе на урок? (Если понадобится помощь – слайд 7)

У – упражняться в написании слов с парными согласными; здороваются; поиграем на пианино; массаж

(поглаживание кисти рук).

Проводят

дискусссию: как составить

предложения из слов. (дождик, пл*ща*ку, залил, сп*ртивную) (на, теперь, делать, пл*ща*ке, заря*ку, можно)

(р*бята, лопа*ки,

для, канна*ки, взяли, стока, в*ды, и, прорыли)

Отвечают на вопросы, высказывают

собственную точку зрения.

Опираясь на слайд, ставят цель,

формулируют тему урока журналистов

Умение высказывать свою точку зрения

Определение темы урока и его основной цели.

Выделение необходимой информации. Определение

Р – развивать внимание, орфографическую грамотность;

О – объяснять написание слов;

К – коллективно, дружно работать. промежуточн ых и

конечного результата.

V.

Практичес кая работа в группах. 1 этап – защита

мини- проекта отделом

информаци и

2 этап – защита мини – проекта

«Шарада» отделом новостей.

Работа с Выявление обучающимис я новых знаний,

моделировани е способов

решения проблемы, построение логической цепи

рассуждений Сотрудники «Отдела информации» ознакомят нас, что же такое «Пресса», «Журналистика», «Газета».

- В каком литературном стиле представлен материал

«Отделом информации»?

- В журналах ряд статей написано в научном стиле.

Но кроме такого типа

информации в журналах есть другие рубрики, например

«Поиграем», в которых предлагается разгадать какое-нибудь задание.

Например, игра «Крестики»

Учитель диктует слова: Варежка, сапожки, головка, трубка, рыбка, лодка, мороз, пирог, ошибка.

«Отдел новостей» предлагает разгадать шараду:

- Какие буквы написаны на конце слов?

- Какие звуки они обозначают?

- Почему они называются парными?

- Как проверить написание этих согласных? (Подобрать 2 проверочных слова)

- Почему? (Потому что у них разные лексические значения).

- Какие слова можно назвать проверочными?

- Давайте потренируемся определять проверочные слова. (Упр. 199) Выступление детей. Вырабатывают навык доброжелательного и уважительного

общения.

Дети устно подбирают проверочное,

определяют парную согласную в корне и ставят + в столбике с данной буквой (первое слово в

первой строке, второе во второй и т. д.).

Слайд 8 Шарада: Со звонкой на конце он значит антоним к

слову стар, с глухой – по наковальне

скачет, звенит в ушах его удар.

Слайд 9 (Запись на доске: молод –

молот).

Корректиров ание своей деятельности

Сотрудничес тво в поиске способа

решения проблемы, построение логических цепочек

учебником

3 этап – защита мини- проекта

«Анаграмм а» отделом писем.

Музыкальн ая

физминутка

VII.

Включение в систему знаний.

1. Работа с пословицам и

2. Соревно вание в группах.

Работать с информацией

Осуществлять взаимный

контроль и оказывать в

сотрудничеств е

необходимую - Из данных слов выберите проверочные.

- Коллеги из «Отдела писем» приготовили для вас анаграмму.

- Где находятся согласные в данных словах?

- Каким способом можно проверить написание согласных в конце слова?

- Запишите слова с проверочными словами.

-А сейчас я попрошу всех сотрудников покинуть свои рабочие места. Настало время небольшого перерыва.

Возьмите в руки газеты и давайте попробуем изобразить, как человек использует газеты: читаем, скручиваем в трубку и смотрим, как в подзорную

трубу. Скрученной газетой бьём мух, используем, как веер и т. д.

- Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Вставьте пропущенные буквы на изученную орфограмму. Докажите правильность написания.

- Запишите любую пословицу в деловой блокнот (по выбору).

-Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными.

- Мурзилка предлагает каждому отделу составить

рассказ. В нем должно быть как можно больше слов на изученную орфограмму и не более 5 предложений. Вот темы ваших рассказов:

Слайд12 «Зимой», «Поход», «Школа».

- Отдел, который справился со своей с задачей лучше, продемонстрировал нам свою «работу», её эмблему

Подбирают проверочные слова

Предлагают

расшифровать слова

Слайд 10

р о к м о в ь, д е б о, г а б ж а. (морковь,

обед, багаж)

Выполняют движения под музыку.

Слайд 11

Кто любит тру*, того люди чтут. (1 группа)

Не тот дру*, кто ме*ком мажет, а тот, кто в глаза пра*ду

скажет. (2 группа) Добрая шу*ка дру*бы не протит. (3 группа)

Каждая группа составляет свой

рассказ на заданную тему. Один человек зачитывает вариант рассуждений

Управление поведением партнера.

Контроль, коррекция, оценка

действий партнера.

Уметь подбирать проверочные слова

Обнаружени е отклонений, коррекция и осознание уровня

усвоения.

3. Гимнасти ка для глаз. взаимопомощ ь (работать в группе) поместим на доску.

(Проводится электронная гимнастика для глаз для работы с «Мобильным классом») текста, составленный группой. Объясняют орфограмму.

Задают вопросы другим группам.

VII. Работа с

«Мобильн ым

классом». Актуализация изученных

способов действий, развитие

мыслительны х операций 1. Игра «Помоги Мурзилке».

- Мурзилка просит вас помочь ему откорректировать готовые статьи для журнала. Для этого вы выполните роль корректоров. У вас в компьютере есть статьи.

Нужно выбрать правильный вариант написания согласных в словах.

Учитель организует работу детей на компьютерах. Используется учебная программа «Отличник» .

Тема «Парные согласные в слабой позиции». Работают с

разноуровневыми текстами на

компьютерах.

Самопроверка по

слайду. Оценивание по алгоритму: Слайд 13 Применение знаний, полученных в

практическо й

деятельности

.

VIII. Итог урока.

Рефлексия учебной

деятельнос ти.

1. Контроли рующее задание.

2. Этап подкреплен ия.

Домашнее задание. Осознание обучающимис я степени овладения знаний.

Контроль качества усвоения.

Соотнесение поставленных задач с

достигнутым - Назовите тему урока. Сформулируйте правило.

- Проверим, как вы усвоили материал. Послушайте стихотворение. Слайд 14 (после прочтения)

Скрипит мороз, сердит мороз. И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замерз, И продрогли елки.

Определите слова с парными согласными и выпишите их в свои блокноты.

-Как прошло заседание нашего совета?

- Какие вопросы обсуждались на этом совете?

- Какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

- Какой отдел был самым активным участником нашего Воспринимают задание, предъявляют результат.

Самооценка

Получают позитивный настрой от урока

Вывешивают Умение проводить самооценку на основе

критерия

успешности

Коллективна я проверка.

Связь

результата урока с его

3. Синквейн 4. Оценка результатом заседания и заслуживает гонорар?

- В ходе урока мы с вами подготовили материал для выпуска журнала «Мурзилка»: написали рассказы, подобрали шарады и анаграммы. Дома приготовить материал для журнала «Мурзилка».

-Как итог составим синквейн по нашей теме.

Оцените свои успехи на уроке. (Критерии- Слайд17) эмблему на доску.

Оформляют

конечный результат своей работы на уроке.

Слайд15. Синквейн

Какие? Звонкие, глухие Что делают? Изменяют, усложняют, заставляют Предложение-

призыв: Парный звонкий проверяй

Рядом гласный подставляй

Синоним: Орфограмма! целями.

Фиксация и обоснование результата

собственных открытий.

Осознание ценности нового знания.

Резерв 1. Интерактивный тест по теме «Парные согласные»

2. Дополнительные слайды с упражнениями «Проверка парных согласных»

Список источников

1. Практическое пособие по развитию речи/ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, - М: Аквариум, ГИППВ. – 1998.

2. Русский с увлечением/ А. Ундзенкова, О. Сагирова. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

3. Современные педагогические технологии в начальной школе /авт. Сост. В. С. Кукушин. – Ростов – на Дону: Феникс, 2013.

4. И учеба, и игра: русский язык /Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. Ярославль: Академия развития, 1997

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока-практикума по русскому языку во 2 классе «Проверка парных согласных на конце и в середине слова»
Опубликовано: 29 августа 2024 в 15:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока-практикума по русскому языку во 2 классе «Проверка парных согласных на конце и в середине слова»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Владимировна Колмакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД