Папки-передвижки

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

светлана камалова
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : «Буквы О-А в корне –РАСТ- - -РОС -»

Цель:

-формирование:

а) представления о правильном написании чередующихся гласных в корнях –раст- - рос-;

б) способности к написанию чередующихся гласных;

- развитие:

орфографической зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения

Планируемые результаты:

Личностные:

• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Публикация «Технологическая карта урока русского языка в 5 классе» размещена в разделах

• воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

• Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

• Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

• Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

• Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

• Формировать умение находить слова с чередующимися гласными.

• Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Предметные

Предметные:

• Находить букву – орфограмму о-а в корнях с чередованием, анализировать,объяснять, делать выбор буквы в соответствии с правилом.

• Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Средства обучения:

• Учебник «Русский язык» М. «Просвещение», 2012 год. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. (в соответствии с ФГОС)

• Приложение (Текст. Словарная работа. Объяснительный диктант. Творческая работа.)

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, коллективная.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Приветственное слово учителя.

Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.

-С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

-Что такое орфограмма?

-А для чего мы должны изучать орфограммы?

-Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?

-С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке

Языковая разминка

1. Запись под диктовку:

Чёрный рак указ сложил и печати приложил. (П. Ершов.)

а) – Составить схему предложения.

б) – Найти орфограммы – буквы в корнях с чередованием; графически объяснить условия выбора буквы; найти другие известные виды орфограмм, объяснить написание.

в) – Обозначить морфемы в слове сложил. Назвать словообразующие и формообразующие морфемы.

Приветствие учащихся.

Ответы учащихся:

-орфограмма.

-ошибкоопасное место.

- чтобы быть грамотными людьми. -Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

-безударные проверяемые и непроверяемые гласные. чередующиеся.

-ЛАГ-, -ЛОЖ-.

[– = и = ].

В словах сложил и приложил пишется буква

О в корне с чередованием гласных, т. к. после корня нет суффикса а.

В корне слова чёрный пишется ё, т. к. есть проверочное слово чернота. В слове приложил приставка при с буквой и- значение «присоединение».

Морфемы слова сложил: словообразующая приставка-с- корень лож, суффиксы-и-л (формообразующий, нулевое окончание.

УУД

Личностные : мотивация; регулятивные : саморегуляция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: создание проблемной ситуации Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

-Перед вами слова

Сл. гаемое, изл. жение, р. стение, пол. житься, прил. гательное, выр. сли, ср. щение

-Разделите эти слова на группы.

- На сколько групп разделили слова?

-По какому принципу делили?

-Какой корень вы предлагаете выделить в первой группе слов?

- Озвучьте правило чередования о-а в корне – лаг- - -лож-.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Ответы учащихся:

-Распределяем слова в 2 группы: знакомая орфограмма в словах слагаемое,изложение. положиться. прилагательное

- в корне- лаг- пишется а, если после корня – суффикс –а.

УУД

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, фиксация новой учебной задачи Создает проблемную ситуацию.

Вопрос учителя:

-Что у вас вызвало затруднение?

-Можете ли вы объяснить, какие буквы необходимо вставить и почему?

Фиксируют возникшее затруднение.

Ответы учащихся:

- написание слов р. стение, выр. сли, ср. щение

-нет, зто незнакомая орфограмма. УУД

Познавательные: логические-формулирование проблемы, Регулятивные : целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

умение выражать свои мысли;

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства).

Цель этапа: поиск решения учебной задачи. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предъявляет образец, на основании которого ученики делают выводы.

Учитель:

- Что мы должны узнать, чтобы разобраться в написании слов?

- Где и как мы можем узнать информацию по теме? Каким способом?

Для этого я предлагаю вам самим вывести правило, а поможет вам в этом текст.

- Внимание на доску. - Прочитаем текст.

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде.

- Узнали ли вы героя и произведение? В каком предложении заключена основная мысль текста?

- Как вы понимаете эту фразу?

-Сейчас работаем в группах

Задание:

1. Выпишите слова с корнем –раст- (-ращ-) – рос.

2. Обратите внимание, перед какими согласными пишется буква А, а О? Сделайте вывод.

-Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.

–Когда же пишется а в корне, а когда о?

-Каким образом мы можем проверить, кто из групп прав?

- Верно, мы можем сравнить свой вывод с выводом из учебника

- Попробуйте самостоятельно представить новое правило в виде графической схемы

- Какую схему вы считаете более удачной.

-Занеси запись себе в тетрадь.

--рАст--рАщ--рОс-

- А сейчас давайте еще раз вернемся к тексту.

-Какое слово с изучаемой нами орфограммой не соответствует правилу?

- Как называется такое слово?

-Таких слов у нас пять, найдите и прочитайте слова-исключения в параграфе

-Запишите слова в тетрадь.

Росток, Ростов, Ростислав, отрасль ростовщик.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

-Вернемся к нашим словам. Объясните выбор гласных в записанных в начале урока словах.

р. стение

выр. сли

ср. щение

Формулируют тему урока, его цели и задачи. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.).

Ученики:

- Мы должны узнать, при каком условии пишется буква А или О

Ученики записывают тему урока «буквы О-А в корнях с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ.»

Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Основная мысль в последнем предложении. Нужно относиться к людям с уважением, проявлять внимание, добродушие.

Ответы учащихся:- в корне слов вырасти,растений есть сочетание букв ст, а в словах заросли. водорослей,вырос есть буква С

Учащиеся делают попытку вывести правило.

чтение правила на стр. 178.

представитель каждой группы записывает схему на доске.

Ответ учащихся:

-ростки

-слово-исключение.

Ответы учащихся:

в корне слов сращение –растение пишется буква а, так как есть согласные ст и щ,

в корне слова выросли- О, так как этих согласных нет.

Ответы учащихся:

в корне слов сращение –растение пишется буква а, так как есть согласные ст и щ,

в корне слова выросли- О, так как этих согласных нет.

УУД

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение ориентированной основы нового способа действия.

Устанавливает осознанность ситуации.

Учитель: -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило

- Подготовьте два вопроса по новой теме и задайте один ученику, сидящему впереди вас, а другой ученику, сидящему сзади вас.

Обсуждают новый материал, который фиксируется в языке вербально.

(Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «СТ» пишем «А», перед «Щ» мы также пишем «А», а перед «С» - «О»).

Корнем командует его конечная согласная. Здесь всего лишь один корень, зато множество исключений: это «тройники» - - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС –

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.

После самостоятельной работы с материалами учебника ученики в парах объясняют, как они поняли новый материал. Затем составляют и задают вопросы одноклассникам.

УУД

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Устанавливает осознанность ситуации. Организует работу по проговариванию способа решения проблемы.

Учитель:

- Как необходимо действовать, чтобы сделать выбор букв О-А в корне РАСТ-РАЩ-РОС?

Запись текста под диктовку (2 ученика записывают текст на доске. остальные на местах)

-выделить корни с чередованием.

Папирус - это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок.

«Верно-неверно» (хлопок при верном утверждении)

1) Верно ли, что перед ст и щ пишется а?

2) Верно ли, что в слове вырос пишется а?

3) Верно ли, что к словам-исключениям относятся росток, отрасли, поросль?

4) Верно ли, что перед с пишется о?

-Объясните свой выбор

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Ученики:

Чтобы правильно написать корень с чередованием гласных следует помнить, что А пишется только перед СТ и Щ,а О-перед С.

Следует помнить и о словах-исключениях: РОСТОК,РОСТИСЛАВ,РОСТОВ,ПОДРОСТОК,РОСТОВЩИК,ОТРАСЛЬ

Ученики,работающие у доски,проговаривают записанные слова с чередующимися гласными, объясняют выбор букв О-А.

Ответы учащихся:

Верно

Нет

Нет

Да

Учащиеся объясняют свои ответы: -перед СТ и Щ пишется-А.

О-перед С УУД

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7. Самостоятельная работа.

Цель этапа: коррекция отработки способа.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Учитель предлагает выполнить упр. 440 (Устно)

Буквенный диктант

1. отросли

2. росточек

3. взрастить

4. водоросли

5. приращение

6. обросла

7. отрасль

8. подрасти

9. выращенный

10. заросла

На доске:

1 о 2 о 3 а 4 о 5 а 6о 7 а 8 а 9 а 10 о

- А тепе6рь сравните, как сделали вы и как это у меня. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Обсуждение результатов.

«5» - 0-ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Ученики знакомятся с материалами учебника.

Ученики выполняют упр. 440 (устно). Сначала читают текст про себя, потом в парах, находят слова с чередованием гласных, объясняют выбор букв. Затем три ученика (представители от каждого ряда) озвучивают написание гласных в корнях РАСТ,РОС,РАЩ.)

Записываютслова, выделяют орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

УУД

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и

уровня усвоения; личностные : самоопределение

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: коррекция отработки способа.

Организует самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по выбору.

Творческая работа.

- Без растений жизнь человека невозможна. Почему?

- Наверняка у вас дома есть растения, которые посадила мама, а может быть, вы сами. Наблюдательны ли вы? Расскажите об удивительном растении у вас дома (на даче, в саду, в палисаднике около дома). Можете использовать словосочетания, написанные на доске:

выращивать цветы, удивительное растение, цветочный горшок, зеленый росточек, разрослось по подоконнику (по балкону, по комнате).

- Назовите корни с чередованием.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Ученики выполняют работу

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, составляют текст, объясняют правописание корней с чередованием

Например: У нас в доме растёт удивительное растение. Ему много лет. Из маленького росточка, что когда-то принесла бабуля, растение превратилось в могучее дерево Оно разрослось так, что занимает часть комнаты.

В корне слова растение пишу букву А, так ка есть сочетание СТ. В корне слова разрослось – о, так как нет СТ Щ. Слово росток-исключение- пишу с буквой О УУД

Регулятивные : планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция;

9. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата Организует рефлексию.

-Какую учебную задачу мы поставили?

-Смогли ли мы ее достичь?

-Что было интересно?

-Что трудно?

-Довольны ли вы вашей работой?

- Чему научились на уроке?

– Изобразите правило правописания слов с новым видом орфограммы в виде схемы, используя графические средства-условные обозначения.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

УУД

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

10. Домашнее задание:

Знать материалы п. 85.

Задание по выбору:

1. Выполнить упражнение 441 из учебника.

2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «Удивительный мир растений» ,употребляя слова и словосочетания с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС-.

4. Придумать свой текст, состоящий только из исключений

этого правила.

Приложение

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел вырасти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные заросли водорослей, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических растений. И только когда в душе мальчика появились ростки добра, он вырос и стал таким, как прежде.

Задание:

3. Выпишите слова с корнем –раст- (-ращ-) – рос.

4. Пронаблюдайте, определите, когда пишется А, а когда О в корне с чередованием.

5. Сделайте вывод.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, выделить корни с чередованием

Папирус - это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок.

Творческая работа.

- Без растений жизнь человека невозможна. Почему?

- Наверняка у вас дома есть растения, которые посадила мама, а может быть, вы сами. Наблюдательны ли вы? Расскажите об удивительном растении у вас дома (на даче, в саду, в палисаднике около дома). Можете использовать словосочетания, написанные на доске:

выращивать цветы, удивительное растение, цветочный горшок, зеленый росточек, разрослось по подоконнику (по балкону, по комнате).

- Назовите корни с чередованием.

Публикации по теме:

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» 1. Ф. И. О. учителя: Семенова Вера Александровна 2. Класс: 1 Предмет: русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 14:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока русского языка в 5 классе» (включая файлы) размещена пользователем светлана камалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД