Наталья Чистякова
Технологическая карта. «Особенности словообразование в русском и английском языках»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока.
Учитель: Чистякова Н. А. Предмет: Анг. яз. и русский язык Класс : 6М Дата: 18.11.2021
1. Этап целеполагания
Тема урока Особенности словообразование в русском и английском языках (Word formation)
Цель урока (определяется как решение триединой задачи– образовательной, развивающей, воспитательной) образовательная:
1. формировать речевые компетенции посредством интеграции содержания русского и английского языков.
Публикация «Технологическая карта, „Особенности словообразование в русском и английском языках“» размещена в разделах
2. ознакомить с новым грамматическим материалом по теме: словообразование (Word formation).
3. проконтролировать усвоения грамматического материала по теме словообразование (Word formation).
развивающая: развивать внимание, мышление, слуховую догадку, языковую догадку
воспитательная: прививать интерес к изучению родного и английского языка, умение работать в коллективе и умение слушать друг друга
Планируемые результаты:
Предметные УУД 1. изучить новую грамматическую тему «Словообразование. Word formation»;
2. повторить и закрепить употребления ранее изученных грамматических конструкций;
3. научиться самостоятельно работать, применять способ языковой догадки;
Метапредемтные УУД Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности через целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (в т. ч. самоконтроль и взаимоконтроль, коррекцию, умение находить наиболее рациональные способы выполнения задания, работу по образцу, по алгоритму, по плану, по схеме
Познавательные: анализ/сравнение/обобщение и классификация
Коммуникативные: развитие внимания, умение слушать, участие в коллективной деятельности, постановка вопросов, взаимодействие, учебное сотрудничество
Личностные УУД познавательный интерес к учебной деятельности, определение границы собственного «знания» и «незнания», адекватное восприятие оценки учителя и одноклассников, адекватная самооценка учебной деятельности, понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности
2. Технологический этап
Тип урока Интегрированный комбинированный
Форма урока дискуссия, практическая работа, устная форма проверки (фронтальный и групповой опрос)
Основные термины и понятия словообразование (word formation)
суффикс
приставка
сложение основ
Используемые образовательные технологии и методы v Технология интегрированного обучения
v Групповые технологии.
Домашнее задание подберите по 3 слова к каждому способу словообразования. Составьте предложения с этими слова.
3. Организационно-деятельностный этап
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1. Организационный этап
Приветствие учеников.
Hello, my dear boys and girls! How are you? Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока.
Отвечают на вопросы Регулятивные – настрой на рабочую деятельность, подготовка к восприятию иноязычной речи;
Коммуникативные – действия планирования учебного сотрудничества
2. Основной этап. 1).Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ребята, сегодня мы попробуем объединить два предмета русский язык и английский язык и поработать вместе.
Как вы думаете, что объединяет русский и английский языки?
Вы все совершенно правы.
Давайте посмотрим на слайд. Здесь несколько русских и английских слов :
Слайд 2
переделать rewrite
неинтересный unhappy
учитель worker
морозный cloudy
лесопарк football
Что объединяет пары этих слов?
(Морфемы)
- Какие? (общие приставки, суффиксы, основы) Давайте выделим их.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия
Итак, общие морфемы – одна из особенностей, объединяющая русский и английский языки.
Дают свои варианты ответов (фронтальный опрос)
отвечают фронтально
называют тему урока: «Словообразование. Word formation»
Слайд 3 Регулятивные – планирование способов достижения поставленной цели
Личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация
2) Актуализация знаний.
Словообразование в русском языке Давайте вспомним, какие способы образования слов в русском языке вам знакомы.
Спасибо за ваши ответы, проверяем.
Слайд 4
Способы образования слов в русском языке
• Приставочный способ;
• Суффиксальный способ;
• Приставочно-суффиксальный;
• Безсуффиксный;
• Сложение основ;
• Переход из одной части речи в другую
Сегодня на уроке мы разберем некоторые способы словообразования в русском и английском языках, попробуем их сравнить и сделать выводы.
Я раздам вам слова, распределите, пожалуйста, эти слова к нужному способу словообразования
(учитель раздает карточки со словами : столовая, подберезовик, потемнеть, заплыв, носик, самовар, глазной, зелень, разгрузить, мороженое, подоконник, листопад,)
Давайте проверим. Слайд 6
Приставочный способ : потемнеть, разгрузить
Суффиксальный способ : носик, глазной
Приставочно-суффиксальный: подоконник, подберезовик
Безсуффиксный: заплыв, зелень
Сложение основ: самовар, листопад
Переход из одной части речи в другую: мороженое, столовая Отвечают
Работают в группах.
Слайд 5
Отвечает один человек из группы Регулятивные – действия прогнозирования;
Познавательные – поиск информации
Регулятивные – оценка, коррекция и контроль.
Коммуникативные – управление поведением участников своей группы, рефлексия
Познавательные – анализ, сравнение
Усвоение и проверка новых знаний
1) Словообразование в русском языке.
Приставочный способ
2) Словообразование в английском языке.
Приставочный способ.
Посмотрите на следующие слова и скажите, 1) что у них общее?
Слайд 7
пересчитать
измерить
склеить
переписать
выучить
перечитать
разрезать
досмотреть
пересмотреть
услышать
переделать
2) выберите слова, имеющие общий признак
Слайд 8
пересчитать
переписать
передумать
переиграть
переделать
пересмотреть
3) какое значение получает слово, когда добавляется приставка пере- ?
В английском языке можно сделать то же самое. Получить действия в значении «снова, заново, вновь».
Look at the board. There are some words :
Слайд 9
recount
rewrite
rethink
replay
remake
rewatch
- Что означают эти слова?
Итак, мы запомнили приставку пере- и re-
4) А теперь попробуйте образовать данное действие со значением «сделать заново» по-русски и по-английски.
читать – перечитать - reread
мыть – перемыть – rewash
петь – перепеть – resing
звонить - перезвонить- rephone
рисовать – перерисовать – redraw
- Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов? (приставка)
5) А теперь давайте попробуем образовать слова с противоположным значением:
здоровый –
обычный –
дружелюбный –
счастливый –
удачливый –
Что помогло нам образовать слова с противоположным значением?
Давайте вспомним, как эти прилагательные звучат по-английски :
Cлайд 14
здоровый – healthy
обычный – usual
дружелюбный – friendly
счастливый - happy
удачливый – lucky
Перед вами различные приставки (im-, dis-, un, in-,mis-, anti-) попробуйте выбрать приставку, которая придаёт отрицательное значение. Слайд 15
Давайте проверим. Слайд 16
healthy – unhealthy
usual- unusual
friendly - unfriendly
happy - unhappy
lucky – unlucky
Давайте рассмотрим другие способы образования слова :
a) Образуйте слова по аналогии и запишите на карточке.
писать - писатель
читать -
водить –
учить –
Слайд 17
б) С помощью чего образованы слова?
(суффикс -тель)
в) Что означают образованные слова?
(профессию, род деятельности)
2.a) Попробуйте образовать слова тем же способом по- английски на другой стороне карточки :
write - writer
read - reader
drive - driver
teach - teacher
б) помощью чего образовались слова?
(-er)
в) Какую часть речи вы получили?
(существительное)
От какой части речи образованы эти существительные?
(от глагола) Отвечают на вопрос (глаголы, способ образования - приставочный)
Выбирают слова с приставкой пере-
Получается действие в значении снова, заново, вновь
Читают слова, переводят
Слайд 10
Работают в группах, на рабочих листа
Слайд 11, 12
Отвечают на вопрос
Отвечают:
здоровый – нездоровый
обычный – необычный
дружелюбный – недружелюбный
счастливый – несчастливый
удачливый – неудачливый
Слайд 13
отвечают: приставка не-
переводят слова
дают свои варианты ответов
Работают самостоятельно
Самопроверка по слайду. Слайд 18
Дети отвечают на вопросы учителя
Работают самостоятельно
Самопроверка по слайду. Слайд 19
Отвечают на вопросы учителя
Регулятивные – прогнозирование
Познавательные – поиск информации, доказательство; осознанное построение высказывания
Коммуникативные – управление поведением партнера, умение с полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Физминутка Сделаем зарядку для глаз Один из учеников проводит зарядку для глаз на английском языке
4)
Словообразование в английском языке
Суффиксальный способ
5). Словообразование в русском языке.
Сложение основ.
6)
Словообразование в английском языке.
Сложение основ.
7)Словообразование в русском языке.
Переход из одной части речи в другую
Давайте посмотрим можно ли образовывать другие части речи.
а) Задание:
слова разрезаны пополам, попробуйте соединить две части слова и напишите
на листке от какого слова они образованы.
Ветр/еный - ветер
wind/y-wind
Облач/ный - облако
cloudy– cloud
Туман/ный - туман
fog/gy–fog
Cолнеч/ный-солнце
sun/ny- sun
Мороз/ный - мороз
fros/ty-frost
б) Какая часть речи была первоначально, а какая образовалась?
в) Какая часть участвовала в образовании нового слова?
(суффикс)
1. а) Сложите основы слова в одно слово
(устно) :
Хлебный завод
Хлебозавод
Лес степь
лесостепь
сухие фрукты
сухофрукты
пар ход
пароход
Неделя кино
Кинонеделя
б) Каким способом
образовались новые слова?
(Сложение)
2. А в английском языке встречали ли в
вы такие слова?
Попробуйте определить
какие две части образуют данные английские слова :
A sportsman
A timetable
A housewife
A snowman
An Englishman
A textbook
Слайд 22
Прочтите предложения и назовите, какой частью речи является выделенное слово :
1. Кто сегодня дежурный в классе?
2. Дежурный класс сейчас на собрании.
3. Столовая в нашей школе находится напротив бассейна.
4. Бабушке подарили серебряный столовый прибор.
Каким способом образовались новые слова?
(Переход из одной части речи в другую) Слайд 23
Такой же способ можно применить и в английском языке, давайте посмотрим на примеры:
1. Is there any water in the glass?
2. She does not often water this flower.
3. Grandparents love their grandchildren too much.
4. Love and friendship are important things in our life.
Каким способом образовались новые слова?
(Переход из одной части речи в другую)
Работают в группах
Самопроверка по слайду. Слайд 20
Отвечают на вопросы
Составляют слова устно
Самопроверка по слайду. Слайд 21
Отвечают на вопросы
Дают свои примеры
Читают и отвечают на вопросы
Читают и отвечают на вопросы
Регулятивные – прогнозирование
Познавательные – поиск информации, доказательство; осознанное построение высказывания
Коммуникативные – управление поведением партнера, умение с полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
3. Завершающий этап
Рефлексия учебной деятельности
Оценивание
информация о домашнем задании
прощание Подведем итог.
• Какие способы образования слов
есть и в русском языке и в английском языках?
Вывод: Как мы определили в русском и английском языках есть одинаковые способы образования новых слов : с помощью суффикса, приставки и
способ сложения
Слайд 20
а) приставочным способом в русском, в английском
б) Суффиксальным способом
в) Способом сложения
Вывод:
Какие у вас появляются возможности в изучении языков, когда вы знаете
Способы словообразования?
1 изучение становится более эффективным
2 более быстрое (знаем уже не одно слово, а два)
3 речь более разнообразна
4 возможность определить часть речи
5 возможность определить значение слова (по приставке, суффиксу или входящему в
состав слову)
6 развивает умение размышлять и анализировать
А теперь попробуйте дать оценку своей деятельности. Продолжите фразу:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я научился…
8. у меня получилось …
9. я смог…
10. я попробую…
Your marks for today are…
Your hometask is : подберите по 3 слова к каждому способу словообразования. Составьте предложения с этими слова.
Thank you for your work. Good-bye!
Отвечают на вопросы
Записывают домашнее задание
Прощаются
Личностные – действия смыслообразования;
Регулятивные – действия оценки;
Познавательные – действия, связанные с рефлексией деятельности, анализ.