Верзакова Татьяна Валерьевна
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: дети седьмого года жизни (подготовительная к школе группа)
Форма НОД: коммуникативная, познавательная деятельность
Форма организации: групповая
Технология: Игра – путешествие
Учебно-методический комплект: 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Рабочая программа воспитания, обучения и развития детей седьмого года жизни. МАДОУ ЦРР - детский сад города Красноуфимск Свердловской области на 2015 - 2016 гг.
Публикация «Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности „Путешествие в страну математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель: создать условия для закрепления математических знаний и умений через совместную познавательно-творческую деятельность
Задачи:
Обучающие :
- познакомить детей с понятием многоугольник на примере показа фигур;
- уточнять знания названий геометрических фигур, цифрового ряда до 10, знание цифр;
- закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- отрабатывать навыки решения и составления простейших задач;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, творческие способности детей
- стимулировать детей на проявление собственной инициативы, творчества, самостоятельности в процессе выполнения заданий;
- развивать речь детей, внимание, воображение и логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре, налаживать партнёрские, дружеские отношения в процессе совместной деятельности;
- учить детей самостоятельно находить способы решения задач, переносить приобретённые умения в новые условия.
Средства:
наглядные: набор карточек с цифрами в пределах 10, иллюстрации к задаче, муляжи фруктов, демонстрационный комплект геометрических фигур, наборы счетных палочек на каждого ребёнка, карты с цифрами от 1 до 10, программируемые биботы пчёлки.
музыкальные: запись музыки о паровозике.
материальные: счётные палочки, разнос с муляжами яблок, магнитная доска, магниты
Планируемый результат: используемые в ходе совместной познавательной, творческой деятельности методы и приёмы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребёнка:
- проявление интереса к познавательной, творческой деятельности;
- активность, творчество, самостоятельность в выполнении различных видов деятельности;
- владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
- готовность рассказать о способе решения той или иной задачи.
В ходе организации совместной познавательной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, конструктивной.
Этапы совместной деятельности:
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый
результат
1. Мотивация деятельности.
Цель: организовать и мотивировать детей, создать положительный эмоциональный настрой.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро- нам птица поет,
-Доброе утро- скажет нам кот,
-Доброе утро- жужжит нам пчела,
-Доброе утро – друзья!
- Ребята, вы любите путешествовать?
- На чём можно отправиться в путешествие?
- Сегодня я предлагаю вам отправится в страну математики.
(Воспитатель создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. Дети выражают различные эмоции, выстраивают полный ответ, предложение.
Проявляют эмоциональную отзывчивость, любознательность)
2. Поиск решения задачи, проблемы
Цель: создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности
- Как вы думаете, кто живёт в этой стране?
- Жители этой страны приготовили для вас очень интересные задания и ждут вас.
- Вы готовы отправиться в путешествие?
- Давайте отправимся в страну математики на поезде, но для того, чтобы отправиться в путешествие на поезде, нужно купить. билеты.
- А как вы думаете, где покупают билеты?
- А как называется человек, который продаёт билеты?
- Предлагаю купить билеты. Внимательно смотрите на билеты и рассаживайтесь по вагончикам, столы - это наши вагончики, те, у кого билеты квадратной формы и синего цвета садятся за стол, где стоит карточка с такой фигурой и т. д.).
- Ребята, скажите пожалуйста, а сколько у нашего поезда вагончиков?
- Значит какой он?
- Готовы отправиться в путешествие?
- Поехали.
(Включается музыка. Воспитатель объясняет проблемную ситуацию.
Мотивирует детей к деятельности. Предлагает детям отправиться в путешествие. Стимулирует детей к речевой активности. Использует методы активизации детей. Выслушивает ответы детей. Создает ситуацию выбора.
Проявляют интерес к выполнению задания).
3. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение и решение задачи, проблемы
- Вот мы и приехали в страну математики.
- Ребята, а что у вас на столах?
- Предлагаю вам поиграть со счётными палочками.
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). Почему эту фигуру называют треугольником? А чего у треугольника ещё три?
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). Как называется эта фигура? Сколько у квадрата углов? А, что нужно сделать, чтобы внутри квадрата появились треугольники?
3. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб). Как эта фигура называется? Сколько острых углов?
4. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник). Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). Добавьте еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция). И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
5. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
(Воспитатель стимулирует детей к речевой активности.
Создает игровую ситуацию. Использует наглядные средства для активизации детей. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали поставленную задачу. Дети активно вступают в игровое действие, выполняют игровые правила. Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Проявляют любопытство, заинтересованность).
3. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.
Цель : Развитие умений выполнять адекватные возрасту задачи, опираясь на собственный опыт и новые знания.
- Ребята, как вы думаете какую геометрическую фигуру можно ещё построить? Если у этой фигуры 5 углов, то как она называется? А, если у фигуры 6 углов, то как она называется?
- У меня на доске геометрические фигуры, состоящие из трёх и более вершин и сторон - это многоугольники.
Давайте попробуем построить из палочек многоугольники. Стимулирует детей к речевой активности.
(Воспитатель создает ситуацию для самостоятельной деятельности.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Дети вступают в речевой диалог. Самостоятельно решают поставленную задачу.
Демонстрируют результаты).
4. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение и решение задачи, проблемы
Цель: Создание условий для самостоятельного планирования и решения детьми поставленных задач
- Обратите внимание на доску, какой рисунок из счётных палочек получился у меня?
- Самолёт.
- Сколько я использовала палочек?
Показ цифры 10.
- Из каких чисел состоит цифра 10?
А, если мы поставим ноль перед единицей, то какое число получится? Что эта цифра вам напоминает?
А, если поставить ноль после единицы?
Круглый ноль такой хорошенький, что не значит ничегошеньки, если вместе рядом с ним единицу мы поставим, то побольше, станет весить, потому что это десять!
После, какого числа она стоит в числовом ряду?
Число 10 больше или меньше девяти?
На сколько?
- Предлагаю проверить ваш вариант ответа с помощью биботов пчёлок. На карте вы видите цифры 10 и 9, необходимо узнать, сколько шагов нужно сделать до цифры 10 и сколько шагов до цифры 9, после этого мы узнаем, какая цифра больше, и на сколько.
- Молодцы! А, сейчас предложите свои варианты задания и с помощью карты и пчёлок мы узнаем правильный ответ на вопрос.
- Молодцы, теперь скажите пожалуйста, какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9? Назовите предыдущее число числа 5. Назовите последующее число после 9. Индивидуально поинтересоваться у Димы и Вики, узнать, как они считают.
Предлагаю поиграть. На доске домик с цифрами.
- Но, посмотрите, не во всех окошечках есть цифры, они потерялись, давайте поможем им вернуться домой. Молодцы, цифры знаете на отлично!
Давайте по считаем до 10. Хорошо, теперь я считаю, а вы внимательно слушаете, какое число я пропустила (1,2,3,. ,5,6,7,8,9,10). Назовите число, которое я пропустила. 1,2,3,4,5.6,7. ,9,10, назовите число, которое я пропустила.
- Ребята, на полу лежат карточки с цифрами, как можно их использовать? А, чтобы посчитать обратный счёт, вам необходимо выполнить задание. Кто желает попробовать выполнить задание? (вызываю желающих). Вам нужно выбрать и взять любую цифру от 1 до 10 и всем вместе выстроиться в один ряд так, чтобы получился обратный счёт, от 10 до 1. А мы поможем, если у вас возникнут затруднения.
- Молодцы! У вас всё здорово получилось.
(Воспитатель использует наглядные средства для активизации деятельности детей. Выслушивает мнения детей. Стимулирует детей к речевой активности.
Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в решении поставленных вопросов. Использует наглядные средства для активизации детей. Создает игровую ситуацию для активизации деятельности детей. Стимулирует детей к речевой активности. Использует наглядные средства для активизации деятельности детей. Дети: сосредотачивают внимание на работе. Высказывают свои мысли. Учатся логически мыслить, высказывать свои суждения. Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Анализируют и выражают собственные суждения.
Сосредотачивают внимание на работе. Испытывает положительные эмоции от правильно выполненного задания)
Наступила «Минутка для отдыха»
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают)
- Ребята, что у меня на подносе? Сколько яблок?
Ребята, а чего ещё может быть в количестве 10?
Предлагаю вам составить задачу про яблоки. Например:
– На подносе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
Послушайте следующую задачку: в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
- Предлагаю проверить ответ на эту задачу с помощью карты и пчёлки.
- Сколько нужно сделать шагов до картинки с 4 рыбками (4 шага, делаем пять шагов до пяти рыбок. Сколько шагов сделали? Значит сколько рыбок стало?
На полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8. Сколько стало грибов?
– В море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов? Проговаривает слова гимнастики, подкрепляя их движениями.
(Воспитатель использует наглядные средства для активизации деятельности детей. Выслушивает мнения детей. Нацеливает детей на решение задач.
Дает время на осмысление задачи. Выслушивает ответы детей. Даёт высказаться каждому ребенку. Дети выполняют двигательные упражнения.
Учатся логически мыслить, высказывать свои суждения. Слушают внимательно. Сосредотачивают внимание, высказывают свои мысли.
Проявляет любознательность. Ребенок проявляет способность решать адекватные возрасту задачи. Выполняет задание в соответствии с приобретённым опытом. Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.
5. Рефлексия.
Самоконтроль.
Открытость
Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
- Вы такие молодцы, я хочу вам сказать большое спасибо за то, что у нас всё получилось, что все задания выполняли вместе и дружно.
- Ребята, скажите, вам было очень трудно?
- А, что вам больше всего запомнилось? За ваши старания я хочу вам вручить весёлых звёздочек.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Под музыку возвращаемся.
- На память о путешествии в страну математики я вам дарю книжки раскраски с заданиями, в которых вы можете с родителями или с друзьями выполнить интересные задания и придумать задачки. Все математические приключения позади.
- Всем спасибо!
(Воспитатель задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.
Комментирует высказывания; выражает признательность. Обсуждает с детьми продолжения работы в совместной деятельности со взрослыми (родителями) и друзьями. Дети выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.
Рассказывают о своих чувствах. Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.