Светлана Романова
Технологическая карта ООД с мультимедийной поддержкой «Секреты народных мастеров»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организованной образовательной деятельности с мультимедийной поддержкой по освоению образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Секреты народных мастеров /
Декоративное рисование: «Украшение уточки»
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Разработала:
Романова Светлана Николаевна,
высшая квалификационная категория,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»
Публикация «Технологическая карта ООД с мультимедийной поддержкой „Секреты народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Конспект разработан на основе:
«Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32"» https://detsad32murom.ucoz.com/js/osnovnaja_obrazovatelnaja_programma_mbdou_detskij_.pdf
о. Муром, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к технологической карте организованной образовательной деятельности
с мультимедийной поддержкой по освоению образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Город: Муром, Владимирская область.
МБДОУ «Детский сад № 32».
Воспитатель: Романова Светлана Николаевна.
Возраст: средний дошкольный (4 - 5 лет).
Тема НОД: «Секреты народных мастеров / Декоративное рисование: «Украшение уточки».
Продолжительность ООД: 20 минут.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
Обратить внимание на положение кисточки в руке.
Закреплять умение сохранять правильную осанку при рисовании.
Цель применения ИКТ в ООД: повышение уровня мотивации детей на самостоятельную творческую деятельность.
Обоснование целесообразности применения ИКТ: позволяет сделать образовательный процесс интересным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) : 2 минуты.
Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Художественно – эстетическое развитие»
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.
• Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
• Способствовать умению выделять элементы узора (прямые, волнистые, пересекающиеся линии, точки - горошины, круг, мазки).
• Обучать детей рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка.
• Развивать чувство ритма, композиции, цвета; творчество. Приобщать к изобразительному искусству.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»
• Приучать детей самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания образовательной деятельности.
«Познавательное развитие»
• Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории дымковской игрушки.
• Познакомить детей с одним из самых интересных мест нашей Родины –слобода Дымково и ее символом, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
• Продолжать знакомить детей с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, белый).
«Речевое развитие»
• Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены; обогащать речь словами: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
• Совершенствовать диалогическую речь: обучать участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
• Продолжать приучать детей слушать рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
«Физическое развитие» :
• Продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
• Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Планируемые результаты ООД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; ребенок проявляет любознательность, интересуется окружающими предметами и их свойствами; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности, у него развита крупная и мелкая моторика; ребенок может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УД: личностные – умение оценивать свои действия, самооценка; коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предварительная работа: ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, просмотр презентации «Дымковская игрушка на все времена». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, загадок о Дымковской игрушке, рассматривание иллюстраций. Лепка уточки и покрытие уточки белой гуашью. Чтение пословиц о труде.
Взаимодействие с семьё й: организация выставки: «Дымковская игрушка на все времена».
Оборудование для педагога: мультимедийный проектор BenQ; компьютер; мультимедийная презентация в программе Киностудия для Windows : «Дымковские игрушки», письмо.
Оборудование для детей:
Демонстрационный материал: дымковские народные игрушки, иллюстрации дымковских изделий.
Раздаточный материал: поделка уточки из глины, покрытая белой гуашью; стаканчики с водой, салфетки, кисточки, ватные палочки, гуашь, печатки-тычки по четыре штуки (все материалы по количеству детей).
Информационные ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
2. «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
5. «Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32"» https://detsad32murom.ucoz.com/js/osnovnaja_obrazovatelnaja_programma_mbdou_detskij_.pdf
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
Ход организованной образовательной деятельности
с компьютерной поддержкой
Этапы
Структурные компоненты деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Время проведения
Вводно-организационный этап
Воспитатель привлекает внимание детей: «Мой колокольчик звенит заливается, мальчики и девочки вокруг собираются. Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу.
Дети собираются около воспитателя, произносят слова, поворачивают голову, улыбаясь друг другу передают колокольчик.
3 минуты
Воспитатель обращает внимание детей на стук в окно и спрашивает: «Кто это может быть?» и подходит к окну.
Воспитатель на окне находит письмо и обращается к детям:
«Как вы думаете, от кого может быть это письмо?»
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребятишки, —
Девчонки и мальчишки!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».
- А вы, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
- А на чем мы с вами можем отправиться в путешествие?
Выбор останавливается на ковре –самолете.
Воспитатель приглашает детей встать на ковер.
- Чтобы наш ковер-самолёт взлетел, нам с вами нужно произнести заклинание.
Основной этап - 14 минут
Дети проявляют заинтересованность,
настроены на общение.
Дети предлагают разные версии.
Ответы детей…
Дети предлагают варианты ответов.
Дети вместе с воспитателем: (произносят заклинания)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковер взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся.
Глядь — и мигом приземлимся.
Актуализация знаний
Восприятие и усвоение нового
(либо расширение имеющихся представлений)
Динамическая пауза
Практическая работа
Рефлексивно-корригирующий
Как называется город, в котором мы живем?
-Что вы можете рассказать о Муроме, какой он?
Воспитатель дополняет ответы детей:
Наша Родина – Россия. В России очень много городов и больших и маленьких.
Вот мы с вами и прилетели.
Просмотр видеофильма:
«Дымковская игрушка на все времена»
2 мин.
- Мальчики, девочки, а куда мы прилетели? К кому в гости?
А где же они? Почему нас не встречают?
Воспитатель переходит за столик, где дымковские игрушки накрыты платком.
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
На столе появляются дымковские игрушки.
- Какие красивые, яркие и расписные дымковские игрушки.
- А вы знаете, кто делает такие красивые изделия?
Воспитатель дополняет ответы детей:
- Такие красивые игрушки делают народные мастера, народные умельцы.
- А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?
- Тогда мы с вами отправляемся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки.
- Я предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять…
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы закончили считать.
- Теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к декоративному рисованию.
В процессе практической работы, воспитатель знакомит и обучает детей рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка.
- Мальчики и девочки, у вас получились настоящие дымковские уточки.
- Вот она какая Дымковская игрушка.
- А почему слобода называется Дымковской?
- А что мы делали, чтобы уточка стала настоящей Дымковской игрушкой?
- Чем мы сегодня рисовали большие круги?
- А сейчас пришла пора возвращаться. Садитесь на ковер-самолёт. Еще минута — и он оторвётся от земли.
Раз, два, три! Лети!
Мы о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.
Муром
Ответы детей.
Дети присаживаются на стульчики.
Ответы детей…. В слободу Дымково, в гости к дымковским игрушкам.
Дети предлагают разные версии.
Дети предлагают разные версии.
Ответы детей….
Дети усаживаются за столы и смотрят на доску. На которой расположены дымковские узоры.
Дети выполняют движения за воспитателем.
Дети приступают к росписи уточки.
Дети проявляют заинтересованность, знакомятся с новой техникой рисования : печатка – тычок.
Ответы детей… потому, что, когда мастера обжигали игрушки из трубы, шёл дымок.
Ответы детей…расписывали уточку дымковским узором.
Ответы детей… рисовали печаткой-тычком. 3 минуты
4 минут
1 минута
5 минут
2 минуты
Заключительный этап.
Рефлексия.
- Понравилось вам наше путешествие? - Что больше всего понравилось? (спросить каждого ребенка).
- А что для вас было трудным сегодня? (спросить детей у которых были трудности с выполнением заданий).
- Хотели бы вы рассказать о нашем путешествии своим друзьям и родителям? Дети по желанию высказывают свое мнение.
2 минуты