Семукова Татьяна
Технологическая карта ООД по музейной педагогике «Магнит — волшебный камень» в ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Магнит-волшебный камень»
Цель: развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно-экспериментальную деятельность детей.
-продемонстрировать свойства магнита, развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с его свойствами.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление о свойствах магнита,
- познакомить с физическим свойством «магнетизм»,
- продолжить учить делать обобщения.
Темочки:
- Камни. Мини-музеи, коллекции
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами.
Развивающие :
- развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, - развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- воспитывать умение выслушивать мнение других.
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование и материалы:
Магнитная доска, мультимедийный проектор, пластмассовые емкости с водой и тарелки с крупой, магниты, картон, ткань, шурупы, гвозди, канцелярские скрепки и кнопки.
Этапы Деятельность воспитателя Организация и деятельность детей Время Методы и приёмы
I. Мотивационный
1. Эмоциональный настрой
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова мы прочитали, что магнит – кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные и стальные предметы.
В рассказе для детей «Магнит» Льва Николаевича Толстого, мы узнали, что впервые его обнаружил пастух Магнис, это было за много веков до нашей эры.
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в гору искать. Пришёл на одно место, где одни белые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой – камни сухие и не липнут к рукам. Пошёл опять, - опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал эти камни трогать.
Тронет кожей и подошвой – не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом – не прилипает; тронул железом – прилипло так, что отрывать надо. Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
Легенда о магните
А в интернетея нашла такую легенду про магнит. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого синего моря, огромная гора. У подножия этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой-притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалёку от горы был город Магнессии (теперь он город Маниса в Турции).
В нём жил храбрый рыцарь Магнитолик. Он носил доспехи, сделанные из железа. И ничего он не боялся:ни стрел, ни животных. Магнитолик гулял, где хотел, и решил он пойти к горе, которая притягивала к себе всех рыцарей и никого не отпускала. Был он храбрым и любопытным. Магнитолик хотел узнать, что за колдовство там скрыто. Он поспорил, что вернётся живым и невредимым. Но как ни старался Магнитолик, гора всё равно притянула его к себе.
Магнитолик был не только храбрым, но и умным, он нашёл способ, как выбраться и освободил других рыцарей.
(Дети стоят в круге в центре, слушают воспитателя (задание на слуховое восприятие) пересказывают легенду 2 мин
Словесный метод:
Диалог
Рассказ
II. Поисковый
1. Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, как он это сделал?
(Магнитолик снял доспехи и рыцарей то же самое попросил сделать. И гора всех отпустила)
2. Свойства магнита.
Отгадайте загадку.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Магнит притягивает металлические предметы, которые как бы приклеиваются к нему. Они так и остаются «приклеенными". Пока их не оттянуть. На предметы действует Сила Притяжения.
К магниту могут притягиваться только железные предметы.
У магнита есть два полюса -СЕВЕРНЫЙ(N) и ЮЖНЫЙ (S). Когда мы их сближаем, они притягиваются. Но они также могут и отталкиваться. Это происходит, если соединять два одинаковых полюса.
Свойство примагничивать предметы называется магнетизм, от слова магнит.
2. Деятельностный. Практический этап
I. Проведение опытов
Опыт 1. Действие магнита в жидкости
Наливаем воду в пробирку. Опускаем один магнит в воду. Второй магнит подносим снаружи к пробирке и наблюдаем реакцию. Магнит притягиваются даже через стекло.
Опыт 2. Действие магнита в сыпучей среде (в крупе)
Ребята, давайте вспомним сказку «Золушка». Какие задания злая мачеха давала бедной девушке? (подмести двор, начистить котелки, перегладить платья, перебрать чечевицу и горох). Вот, это было самое сложное задание. Кто помогал Золушке с ним справиться? (птицы). А теперь представьте, что злая мачеха смешала фасоль с монетками и заставила Золушку достать все до единой. Птички не смогут ей помочь, ведь они боятся сломать о железо свои клювики. Поможем Золушке?
Насыпаем в ёмкость крупу. Помещаем туда один магнит. Второй подносим снаружи и видим великую силу притяжения. (приложение)
Опыт 3. Действие магнита на железную стружку
Насыпаем стружку на лист бумаги. Подносим магнит и наблюдаем образование «ёжика» на магните. Помещаем магнит, под лист бумаги, сверху насыпаем стружку. Мы видим магнитные линии.
Вывод:
Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.
Опыт 4. Действие магнита с бумагой и тканью
Один магнит помещаем на лист бумаги, другой-под ним.
Магниты притянулись и крепко держатся, даже в вертикальном положении. С тканью магниты ведут себя также, как и с бумагой.
Вывод:
Магнит притягивает через бумагу и ткань.
Опыт 5. Какие материалы притягивает магнит?
Возьмём предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Вывод:Магнит притягивает к себе только железо.
Опыт № 6:«Магнит превращает металл в себя».
Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит? (ваши скрепки притягивают наши скрепки). - Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Вывод: Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, стали обладать свойством магнетизма.
Опыт №8 «Опыт со скрепками».
Магнит подносят к скрепкам – они притягиваются. -Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? Правильно, их держит магнит. Сейчас мы магнит уберем – что происходит ( Дети: они держатся одна за другую, и без магнита). - Как в думаете – почему? Я вам подскажу. Когда скрепки держались за магнит, они намагнитились и стали маленькими магнитиками. Мы наблюдаем магнетизм.
3. Рефлексия
Вот и закончилось наше изучение свойств магнита. Мы с вами сами изготовим магнитики на холодильник и пополним свою коллекцию. А сейчас возьмите смайлики, соответствующие вашему настроению, и прикрепите их на магнитную доску.
Сюрпризный момент.
За ваше старание и активную рабооту во второй половине дня я приглашу вас посмотреть в группе мультфильм «Смешарики», так вы еще раз увидите, какими волшебными свойствами обладает магнит.
Отвечают на поставленные вопросы.
Словарная работа: мемомагнетика, коллекция, коллекционер, северный и южный полюс, магнетизм.
Рассматривают слайды мультимедийной презентации.
игровое упражнение- игра «Магнетизм»
Динамическая пауза (движение по группе)
Физминутка
Я – магнит с северным полюсом, прикалываю к себе синий квадрат. Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом». Когда вы увидите синий квадрат, то отталкиваетесь от меня. Но как только я покажу свечу, вы присаживаетесь и закрываетесь руками. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм!