Наталья Рябова
Конспект урока русского языка «Окончание-изменяемая часть слова»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОЩ№2
Проект урока русского языка во 2 классе «Окончание» с применением технологии проблемного обучения
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
Выполнил: Рябова Н. А.
учитель русского языка
ГБОУ СОШ № 2
г. о. Сызрань
2017г.
Паспорт урока русского языка во 2 классе
ФИО учителя, название ОО Рябова Наталья Анатольевна
Целевой компонент Тема урока :Окончание
Публикация «Конспект урока русского языка „Окончание-изменяемая часть слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Образовательная цель Формирование ценностного отношения к русскому языку, развитие теоретического мышления второклассников на основе анализа и практического исследования окончания, как части слова.
Планируемые образовательные результаты По окончании изучения темы ученик:
ЛР:активно участвует в обсуждении темы урока, в обсуждении задаёт уточняющие вопросы, оценивает себя на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, рассуждает о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывает успех с усилиями.
МР:проводит анализ и синтез, анализирует части слова, осуществляет аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
ПР: отличает назначение окончания от других значимых частей слова, находит окончание в слове.
Программные требования к образовательным результатам раздела «Состав слова» Ученик научиться: находить окончание в слове
Ученик получит возможность научиться: изменять формы слова, связывая слова в предложения, отличать формы слова от родственных слов
Содержательный компонент Программное содержание Окончание. Окончание множественного числа.
Мировоззренческая идея Изучение окончаний слов формирует культуру речи, письма
Ценностно-смысловые ориентиры Грамотность, культура речи.
План изучения учебного материала 1. Нахождение окончаний.
2. Понятие окончания
3. Окончание служит для связи слов в предложении
Основные понятия Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Основные законы, закономерности
Организационно-деятельностный компонент Тип урока Урок изучения нового материала
Форма урока Урок - исследование
Образовательная технология Технология проблемного обучения (ТПО)
Оснащение урока Таблицы, карточки для проверки, интерактивная доска, тест
Мизансцена урока Традиционная
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Повторить изученные части слова
Домашнее задание Стр. 94 №10, выучить правило, повторить 5 словарных слов
Технологическая карта проблемного урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся ПОР урока
I. Орг. Момент(3 мин)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Приветствие ПУУД-1
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)
1. Обозначение темы урока
Вводное слово :
- Прочитайте пословицы (Слайд 1)
Язык до Киева доведёт. Не спеши языком, торопись делом. Что на уме, то и на языке.
Вводная беседа:
-Найди слово, которое повторяется в каждом предложении. Выпиши его так, как оно дано в предложениях, подчеркни те буквы на конце слова, которыми отличаются эти слова.
-Чем похожи слова? Что такое корень? Какие части слова еще знаете? – Для чего они служат, есть ли они в этих словах?
Создание проблемной ситуации:
- Какая часть слова изменилась?
- Как можно назвать эту часть слова?
Мы её будем называть окончанием и будем выделять вот так: Выделите окончание.
-Какое слово лишнее? Почему?
У слова, где нельзя выделить окончание называют нулевое окончание
б) аналитическая беседа (обсуждение) :
- Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание?
- Почему возникли разные мнения, разные решения?
-Из скольких букв может состоять окончание
Главный вопрос урока :
в) Выдвижение гипотез
- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения?
- Как можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос)
-Поставьте цели и задачи урока используя слова :
-Что такое….
-Как найти …
- Где используют …. (Слайд3)
Дети читают.
Язык, языком, языке (Слайд №2)
Дети отвечают
-Крайняя.
-Концом, хвостиком
Дети выделяют
Язык- нельзя выделить окончание
-Не везде можно выделить окончание.
-Не в каждом слове можно найти окончание
-Что такое окончание?
- Как его найти?
- Для чего оно служит? Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Формирование проблемы.
III. Открытие новых знаний(15 мин.)
1. 1. Нахождение окончания
А) Исследование проблемной ситуации
Упр. 4 Какие буквы вставишь в корни слов? Проверь изменяя слова (Один-много, много-один)
-Какие формы образует окончание?
- Выдели окончания.
Что же такое окончание (Слайд 4- 5)
2. Понятие окончания. Откройте в учебнике правило на стр. 92
3. Окончание служит для связи слов в предложении
Б) Упр. 8 Прочитайте предложение, есть ли в нём недочёты( (Слайд 6)
От ёлка в комната запахло душистое хвоя
Произнеси предложение правильно. Какие части слова понадобились для этого изменить? Запиши правильно, обозначь окончания слов. Проверь (Слайд 7)
Для чего же служит окончание?
Обобщение, вывод: Итак, ….
Проверим ваши выводы, сверим их с правилом на стр. 92 Слайд 8)
Окончание – значимая изменяемая часть слова : книга, книги, книгой, о книге.
Окончание помогает связывать слова в предложении
Выполняют упражнение.
Работа в паре: взаимопроверка.
Обобщают полученные знания
Работа с учебником
Формулируют ответы
Размышления учащихся.
Обобщают полученные знания.
Самостоятельное закрепление
Самостоятельное закрепление: правило стр. 92
Динамическая пауза Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
Личностные: самооценка
ПР: отличает назначение окончания от других значимых частей слова, находит окончание в слове.
IV. Применение новых знаний(5-7 мин.)
Организует деятельность по применению новых знаний.
Упр. 10 Построй из слов 1 предложение и запиши его. Обозначь в словах окончания (Слайд 9 Проверка слайд 10)Выдели окончание
Игра «Найди лишнее слово»(Слова напечатаны на листе для экономии времени)
Приложение №1 (Слайд 11)
Зима, зимы, зимой, к зиме, зиму, перезимует
-Почему?
_ Изменение окончаний в словах – это форма слова, а не однокоренные слова.
Найди лишнее: (слайд 12)
Снег, снега, снегу, снежный, снегом, о снеге
-Почему?
Как можно назвать все слова без лишнего?
- Разберите по составу лишние слова. Определите части речи
(Перезимует, снежный)
Обобщение: Как же в слове найти окончание?
Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
- Формулируют ответы
Обобщают полученные знания
Работа у доски за ширмой и в тетрадях, самопроверка
Составление алгоритма
- Нужно изменить слово один –много, много- один
-то что меняется и есть окончание
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение
ПР: отличает назначение окончания от других значимых частей слова, находит окончание в слове.
V. Подведение итогов. (3 мин.)
Вопросы (Слайд 13)
1).Из каких частей состоит слово?
2).Что составляет основа слова?
3).Как называется часть слова, которая находится в коне слова?
4).Почему окончание получило такое название?
5).Как обозначается окончание?
6).Какую работу выполняет окончание?
7) Зачем мы изменяем окончание? (слайд 14)
Организует рефлексию. (Слайд 15)
Оцени свои достижения
Узнал новое было интересно, все получилось
Узнал новое,
Было интересно, не все получилось
Было трудно, неинтересно
Тестовый опрос с взаимопроверкой. (Слайд 15)
1).Окончание – это изменяемая ___
2).Окончание служит ___
3).Окончание выделяется так : ёлка, у ёлки, ёлкой, ёлку, к ёлке
4).Чтобы найти окончание, нужно ___
Домашнее задание: стр. 94 №10, выучить правило, повторить 5 словарных слов - Фрмулируют ответы
Обобщают полученные знания
Выполняют тест, работают в паре, взаимопроверка Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: активно участвует в обсуждении темы урока
Приложение 1
Игра «Найди лишнее слово»
1. Зима, зимы, зимой, к зиме, зиму, перезимует
2. Снег, снега, снегу, снежный, снегом, о снеге
Тест
Тестовый опрос с взаимопроверкой.
1).Окончание – это изменяемая ___
2).Окончание служит ___
3).Окончание выделяется так : ёлка, у ёлки, ёлкой, ёлку, к ёлке
4).Чтобы найти окончание, нужно ___
___
Игра «Найди лишнее слово»
1. Зима, зимы, зимой, к зиме, зиму, перезимует
2. Снег, снега, снегу, снежный, снегом, о снеге
Тест
Тестовый опрос с взаимопроверкой.
1).Окончание – это изменяемая ___
2).Окончание служит ___
3).Окончание выделяется так : ёлка, у ёлки, ёлкой, ёлку, к ёлке
4).Чтобы найти окончание, нужно ___