Злата Маслова
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия для ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия
Ф. И. О.
учителя-логопеда Маслова Злата Сергеевна
Категория детей Ребенок дошкольного возраста
Индивидуальное занятие.
Тема занятия «Поможем Тигренку нарядить елочку»
Автоматизация звука /Р/ в слогах, словах, предложении (в положении в начале и в середине слова)
Тип занятия Повторение и закрепление учебного материала.
Публикация «Технологическая карта индивидуального логопедического занятия для ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель Автоматизация звука /Р/ в слогах, словах., предложениях.
Задачи Образовательные:
o закреплять слуховой и моторный образы звука Р ;
o автоматизировать звук Р изолированно, в слогах, словах, предложениях;
o дифференцировать звук Р от других звуков.
Коррекционно-развивающие:
o Развивать артикуляционную и мелкую моторику
o Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).
o Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
o Корригировать произношение;
o Развивать межполушарное взаимодействие
Воспитательные:
o Воспитывать культуру речевого общения.
o Формировать функции контроля и самоконтроля;
o Воспитывать интерес к занятиям
Базовые учебные действия Личностные: Формирование интереса к занятию.
Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.
Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал флешки, поддерживать беседу с учителем-логопедом.
Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из картинок.
Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт. пособия и др.) 1. Учебно-демонстрационный материал: «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука Р,
2. Интерактивный материал для ПК флешка Мерсибо «Логоассорти».
3. Предметные картинки со звуком «Р», картинки на липучках (подарки Деда Мороза- ракета, ручка, карандаш, барабан и др.)
4. Игрушка Тигренок и деревянная Елочка с игрушками, для икрашения
5. Камешки «Марблс»
6. Игрушка «Пупырка»
7. Доска для развития межполушарного взаимодействия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
1 этап. Мотивационно-проблемный.
Задача логопеда Технологии, методы, приёмы и формы работы Деятельность учителя-логопеда Деятельность ребенка Планируемые результаты Примечание
(Вносятся коррективы при необходимости)
Мотивировать и адаптировать ребенка к деятельности
Проверка домашнего задания
Личностно-ориентированные приемы.
1. Орг. момент.
- Добрый день! Давай друг другу улыбнемся.
Сегодня к нам пришел Тигренок. Он учится рычать. А еще он хотел нарядить елочку, но у него нет игрушек. Поможем ему? За каждое задание ты будешь получать игрушку на елку.
2. Проверка дом. задания. С каким звуком мы работали на прошлом занятии? Назови слова со звуком «Р»
Ребенок вспоминает, с каким звуком работали, дает хар-ку звуку «Р» - согласный, звонкий, твердый, используя схему. Называет слова с этим звуком.
Создание благоприятного психологического климата.
Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.
2 этап. Актуализация знаний по теме
Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.
Актуализировать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.
Использование интерактивных развивающих технологий
Смена видов деятельности.
Нейропсихологические технологии развития межполушарного взаимодействия
Сообщение цели занятия :
-Сегодня мы продолжим работу над звуком /Р/, будем стараться правильно произносить /Р/ в слогах и словах.
- Первое задание для Тигренка чтобы получить игрушку на елочку.
1. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика на флешке «Логоассорти» Тигренок учится рычать «Где мой рык?» Изолированное произношение звука «Р».
2. Развитие речевого дыхания.
- Нам встретилась сорока. У нее замерзли крылышки. Поможем сороке улететь и получим в знак благодарности игрушку на елку.
3. Развитие фонематического слуха.
- Следующее задание для Тигренка:
«Внимательные ушки». Назови и закрой камешками только те картинки, в названии которых есть звук «Р».
4. Автоматизация звука «Р» изолированно и в слогах.
- А сейчас вам с Тигренком нужно пройти лабиринт, и долго «рычать» «Пройди Лабиринт» (межполушарная доска)
- «Поможем Тигренку взобраться на гору» (игрушка «Пупырка») повторение слогов со звуком «Р»
Выполняет упр-я перед зеркалом используя интерактивные игры
Дует на сороку.
Называет и закрывает камешками «Марблс» картинки со звуком Р.
Произносит звук «Р» и ведет двумя руками одновременно по межполушарной доске.
Произносит слоги РА-РО-РУ с одновременным движением пальцев рук и «перепрыгивает» с кочки на кочку
Повторяет
Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений артик. гимнастики
Соблюдает правильную артикуляцию изолированного звука «Р».
Формирование интереса к изучаемому материалу.
Можно выбрать простые слоги или слоги со стечением согласных
как открытые, так и закрытые.
3 этап. Практическая деятельность.
А. Учебно-познавательный блок
Развивать грамматический строй речи, слоговой анализ, зрительное и слуховое внимание
Диагностика качества усвоения темы.
Падежные конструкции. В. п., Р. п. и П. п. сущ-ых.
Игровая
Автоматизация звука «Р» в словах
- Давай поможем Тигренку найти и назвать картинки.
5. Упражнение «Найди картинку по адресу» (картинке в таблице из букв и цифр)
Посчитай сколько предметов на картинке.
6. – Помоги Тигренку разложить картинки по мешкам Дед Мороза.
Если слово состоит из 1 слога, то клади картинку п первый мешок, если из 2х слогов -во второй. «Разложи картинки по мешкам» (Развитие слогового анализа)
Физ. минутка.
-Давай немного отдохнем с Тигренком и поиграем в классики.
Пальчиковая игра «Классики» (один-много)
Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях и предложениях.
7. Игра на липучках «Что в мешке у Деда Мороза»
- Посмотри к нам на встречу попался Дед Мороз.
Выполняет задания. Находит картинку А1, Б3 и называет ракета, радуга, корова и т. п
Ребенок называет картинки и раскладывает по мешкам с 1, 2, 3-ми слогами.
Ребенок «прыгает» то 1 пальчиком, то 2мя пальчиками по классикам и проговаривает слова (рыба – рыбы)
Ребенок отклеивает подарок на липучке и называет картинку. Составляет предложения. «У Дела Мороза в мешке ручка». Потом выбирает, какой подарок хотел бы получить Тигренок.
Ребенок украшает елочку игрушками после выполнения каждого задания.
Соблюдает правильную артикуляцию звука.
Формируются функции контроля и самоконтроля
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
Ребенок правильно называет слова со звуком «Р».
Ребенок самостоятельно называет слова со звуком «Р» и составляет с ними предложения.
Облегчение или усложнение по ситуации
4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности
Подведение итогов занятия учителем-логопедом.
Домашнее задание Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Ты смог помочь Тигренку выполнить все задания и украсить елочку?
-Какое задание тебе больше всего понравилось?
- Какой звук мы учились произносить?
- Подарок от Тигренка наклейка Елочка.
Наклеить в тетради слова и картинки со звуком Р для закрепления дома и объяснить задание.
Отвечает на вопросы логопеда по желанию.
Оценивает свою деятельность на занятии и
Ребенок получает наклейку и домашнее задание
Формирование умения определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем-логопедом.
Список литературы
1. Баскакина И. В., Лынская М. И. День рождения Р. Логопедические игры. – М. Айрис-пресс. 2013.
2. Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р ], [РЬ ]. – СПб. КАРО. 2007.
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. Владос. 1999