Елена Родионова
Технологическая карта урока по окружающему миру с презентацией в 1 классе «Кошки в нашем доме»
▼ Скачать + Заказать документы
Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе, умк «Перспектива»
Целевая аудитория- 1 класс
Тема урока : «Кошка в нашем доме».
Цель: 1) познакомить с условиями жизни кошки, особенностями ухода за ней; с некоторыми породами кошек.
2) развивать познавательную активность, речь обучающихся, расширять кругозор.
3) воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
Предметные результаты:
Публикация «Технологическая карта урока по окружающему миру с презентацией в 1 классе „Кошки в нашем доме“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- знать правила содержания кошек и ухода за ними;
- узнавать по рисункам изученные породы кошек;
- называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение;
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне;
б) Познавательные универсальные учебные действия :
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
в) Личностные универсальные учебные действия:
-осознавать необходимость доброго отношения к домашним питомцам, развивать в себе стремление наблюдать за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться лучше понять их.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник» Окружающий мир», 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, рабочая тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация о кошках.
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Орг. момент. Настрой на урок.
Цель:
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
-Начинаем урок окружающего мира, открываем очередную страничку клуба «Почемучек»!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?.
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу! (слайд)
Включаются в учебную деятельность, настраиваются на деловой ритм. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель:
Определение темы и задач урока.
Корректировка темы и целей учебного занятия.
Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. -Открывается очередное заседание клуба «Почемучек». Для вас первое задание! Отгадайте загадки, отгадки помогут определить тему урока.
1. Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,
Скажите мне, кто это? (Кот в сапогах.) (слайд)
2. Клыки остры, как нож,
А когти, как рапира.
Учитель Маугли она,
Пантера чёрная - (Багира). (слайд)
3. Зов саванны ему нужен,
Со знойным воздухом он дружен,
Сыночка Симбу обожает,
Законы прайда соблюдает. (Король Лев) (слайд)
4. Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
(кот Матроскин) (слайд)
5. Кота такого знаешь ты.
Он любит поливать цветы
И любит фразу говорить:
«Давайте, дружно, мыши
Жить!» (Кот Леопольд) (слайд)
- Посмотрите, кто у нас в гостях. Что общего у наших друзей?
-Придумайте задания про них. ( можно разделить на 2 группы: дикие и домашние)
- Кого мы можем пригласить жить к себе домой?
- Сформулируйте тему урока. (слайд)
-Давайте проверим наши предположения по учебнику (с. 76 «Кошка в нашем доме»)
- Рассмотрите с. 76-77. Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Итак, мы отправляемся в удивительный мир кошек. Оценочной монетой в нашем путешествии будет «Леопольди» - за каждый правильный ответ вы получаете эту волшебную монету. Кто помог мне начать урок, получите свои первые баллы.
(слайд)
Ученики выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки:
1) отгадывают загадки
2) группируют кошек по среде обитания
3) определяю тему и задачи урока
Предполагаемые ответы детей:
-открыть для себя новые знания о кошках
- познакомиться с породами кошек, учиться их распознавать
- научиться ухаживать за кошками
Учащиеся получают информацию о том, как и с помощью чего они будут оценивать свою помощь на уроке. Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов; умение работать в паре, группе, умение сотрудничать с участниками образовательного процесса, умение вести диалог;
познавательные:
самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели и задач.
3. Работа над темой урока.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
Определить характерные признаки дикой и домашней кошек, узнать интересные факты из жизни кошек, научиться распознавать породы кошек, получить знания об уходе за домашним питомцем.
Первичное усвоение нового материала
Физминута
Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.
Первичное усвоение нового материала
Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.
Первичное усвоение нового материала
Физминута
Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.
Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.
- Поднимите руки те, у кого есть кошка в доме? За что вы любите кошек? Хотите рассказать о своём любимце? Молодцы! У вас будет такая замечательная возможность – вас ждёт проектная работа «Фоторассказ о кошке» (рассмотрим образец на с. 78-79 учебника). У кого появилось желание сделать такую же фотогалерею? Молодцы! Желаю удачи! (слайд)
- А теперь поработайте «Парой Почемучек»- выберите слова, которые вы можете подарить своему питомцу. (слайд)
- Почему разные получились ответы?
- Да, кот единственный из прирученных домашних животных сохранил чувство свободы и собственного поведения. Но без этих существ невозможно жить на земле. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают улыбку. Однако не сразу кошки и люди стали жить в согласии, кошку приютили тогда, когда заметили, как они расправляются с грызунами: мышами и крысами. Человек взял её в жилище примерно 5000 лет назад. Само слово «кошка» пришло к нам из Северной Африки.
- На с. 76 рассмотрите дикую африканскую кошку. Как вы думаете, кем она является для современных кошек?
- Посмотрите на фигурки кошек из Египта. Как вы думаете, почему египтяне создавали фигурки кошек?
- По-разному раньше люди относились к кошке : в Европе недолюбливали за ночной образ жизни, загадочные светящиеся глаза, за способность бесшумно появляться и исчезать. А в Египте, наоборот, к кошкам относились с уважением, считали их священными животными. Если человек случайно убивал кошку, то это каралось смертью.
На нашей планете живёт более 400 млн. домашних кошек, но распределены они неравномерно. 1 место занимает США, а вот в Габоне (государство в Африке)- нет ни одной кошки.
Ф/ м: Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так! (слайд)
-Посмотрите на с. 77: какие породы кошек вам известны? У кого есть породистая кошка дома? Какая кошка будет считаться породистой? Какая из этих кошек обладает хорошей памятью и запоминает зло? На современном этапе существует 36 пород кошек. Но большинство тех кошек, которые живут в наших домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки. Но мы их от этого любим не меньше.
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза. (слайд)
Персидские происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. (слайд)
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей. (слайд)
Британскую кошку можно сразу узнать по ее массивной круглой голове с "толстыми" щеками, которые делают голову еще больше и круглее, и очень выразительным, огромным ярко-оранжевым глазам. (слайд)
Самостоятельная работа «Мы сами с усами»
(рабочая тетрадь, с. 60, задание №2.). Проверка по эталону (учебник с. 77) (слайд)
- Как нужно относиться к кошкам?
Прежде чем взять кошку в дом, нужно согласие всех членов семьи и распределение обязанностей по уходу за кошкой. Сейчас я предлагаю поработать в группах: обсудите, зачем нужны предметы для кошки на с. 77. (слайд)
(раздаются карточки –см. «Приложение» после конспекта.)
- А если ваш любимец заболел, что нужно делать? Как называют врача животных?
- Открываем для себя новые знания: посмотрите на экран, прочитайте слово. (Фелинолог) Знаете ли вы его значение? А где можно узнать лексическое значение слова?
Учитель сообщает, что фелинолог-это специалист, занимающийся разведением и изучением кошек.
Ф/ м для глаз «В гостях кот Леопольд» (слайд)
- А сейчас вас ждёт конкурс (слайд)
«Лучший знаток кошек». Отвечаем, не скучаем!
1. Почему не любят чёрных котов?
2. «Кошка умывается лапкой»- о чём эта примета?
3. Кошка закрывает лапкой носик. О чём она предупреждает?
4. Если кошка бьёт хвостом по бокам, что это значит?
5. О чём расскажет хвост кошки, поднятый трубой?
6. Когда так говорят «Кошки скребут на душе», «Живут как кошка с собакой»?
7. На что приземляется кошка при падении?
8. Кто знает, сколько у кошки зубов? (30)
9. Сколько у кошки усов? (24)
10. Сколько примерно лет живут кошки? (20 лет)
Послушайте интересные факты о кошках : зрение кошки в 6 раз острее человека, слух у кошки в 3 раза совершеннее слуха человека. У кошек великолепная зрительная память. Кошки могут предсказывать не только землетрясение, но и извержение вулканов, штормы, пожары, бомбардировки.
- Послушайте стихотворение Г. Мельникова «Одинокий» (слайд)
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? Как называют кошек, у которых нет хозяина и жилья?
Как мы можем помочь бездомным кошкам? Знакомятся с творческим заданием: выполнение проекта
«Фоторассказ о кошке».
Дети обсуждают в паре характеристику кошек, их роль в доме.
На карточке : радость, пушистый друг, вредина, любимец, домашний врач, задира, мурлыка, засоня, злюка.
-У каждого кота свой характер, свои привычки.
-Наверно, это предок современных кошек.
Дети высказывают свои предположения.
Выполняют упражнения на релаксацию.
Дети рассматривают иллюстрации породистых кошек, приходят к выводу, какая кошка будет породистой, делятся информацией о том, у кого дома есть породистая кошка.
Учащиеся получают информацию об особенностях некоторых пород кошек.
Каждый работает индивидуально с приложением в тетради: вырезает, наклеивает иллюстрацию кошки над названием, проверяют по учебнику.
Высказывания мнений учащимися.
Работа в группах: на карточке предметы ухода за кошкой, и слова –указатели, нужно соединить «цветной дорожкой» предмет и слово-характеристику. Дети сообща выполняют задание.
Учащиеся знакомятся с новыми знаниями - профессией «фелинолог». Высказывают предположения, кто такой фелинолог, где можно узнать информацию о лексическом значении данного слова (Толковый словарь, Интернет, общение со взрослым, библиотека)
Релаксация для мышц глаз.
Участвуют в викторине, делятся знаниями и наблюдением за жизнью кошки, применяют свои знания в учебном процессе.
Учащиеся заслушивают информацию об интересных фактах из жизни кошек.
Участвуют в обсуждении стихотворения, предлагают различные варианты решений проблемы с бездомными кошками. Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Познавательные :
- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения;
Личностные: самоопределение.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение
Рефлексия учебных знаний.
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности;
- Осознание метода построения границ применения нового знания.
- Подвести итог изученному материалу.
- Какова была цель нашего урока? (слайд)
- Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?
- Где в жизни могут вам пригодиться эти знания?
-Давайте определим лучшего знатока кошек. Поднимите руки те, у кого больше трёх «Леопольди». Замечательно! Вы были очень активными помощниками в проведении урока, за что вам огромное спасибо!
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия; формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Личностные: смыслообразование.
.
Творческое домашнее задание Приготовить проект о своей кошке «Фоторассказ о моём домашнем друге». Если кошки нет, то сочинить историю или сказку и представить в рисунках. Прослушивают инструкцию о творческом задании, задают вопросы с целью корректировки
выполнения проекта. Устанавливают правильность, полноту и осознанность домашнего задания.
Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая
Список использованной литературы:
1. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к умк А. А. Плешакова, Т. Н. Максимова;1 коасс-2-е изд. ; М. : ВАКО, 2017.
2. Шаблон презентации «Кошки», https://ppt4web.ru/shablony-prezentacii/koshki8.html
3. «Внеклассные мероприятия. 4 класс», 2 изд-е;М. ; ВАКО, 2005.
4. Ресурсы интернета –иллюстрации о кошках, сказочных героях, загадки, стихотворения.
5. Электронная физминутка «Кот Леопольд»
https://infourok.ru/prezentaciya-fizminutka-dlya-glaz-kot-leopold-543007.html
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
УХОД ЗА КОГТЯМИ
МЕСТО ОТДЫХА, ЖИЛЬЁ
УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ
ПРИНЯТИЕ ВАННЫ
ТУАЛЕТ
ПИЩА
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
УХОД ЗА КОГТЯМИ
МЕСТО ОТДЫХА, ЖИЛЬЁ
УХОД ЗА ШЕРСТЬЮ
ПРИНЯТИЕ ВАННЫ
ТУАЛЕТ
ПИЩА