Ольга Котлярова
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Название работы: «Куликовская битва» 4 класс
Автор: учитель начальных классов
Котлярова Ольга Анатольевна
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №70
г. Воронеж
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1)формировать представление учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Куликовская битва“» размещена в разделах
- Куликовская битва, 21 сентября
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2) развивать кругозор обучающихся, устную речь, творческое мышление,
память, познавательный интерес;
3) воспитывать интерес к истории Отечества.
УУД:
КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение слушать и слышать других людей, умение добывать недостающую информацию с помощью вопросов, задаваемых другим людям;
Регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой
учебной задаче, воспринимать и перерабатывать информацию;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение рассуждать и делать умозаключения, умение аргументировать устные ответы.
Оборудование:
-мультимедиа проектор;
- презентация;
-компьютер;
-экран;
-карточка с тестовым заданием (у каждого ученика);
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. Ч. 2.- М. : «Просвещение».
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории.
-Какие качества характера нам понадобятся, чтобы узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?
II. Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу.
Слайд 1 (Любить Родину – знать историю)
-Вспомните, что такое история?
(История – это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события.)
Пришвин говорил, что любить свою Родину, значит знать историю.
Тест
- Выбери правильный ответ и отметь.
1) Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а) выкуп;
б) налог;
в) дань.
2) Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли.
а) монголы;
б) шведы;
в) рыцари-крестоносцы.
3) Разбил шведов на реке Неве князь.
а) Александр;
б) Ярослав;
в) Владимир.
4) Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?
а) Мудрый;
б) Невский;
в) Вещий.
5) Когда состоялось Ледовое побоище?
а) 5 апреля 1242 года;
б) 20 мая 1242 года;
в) 5 апреля 1421 года.
6) Кому принадлежат слова: «Кто на нашу землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет?» (А. Невский)
III. Изучение нового материала. слайд 2
Учитель читает высказывание и предлагает ученикам определить тему сегодняшнего урока.
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва”
Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Куликовская битва».
Историки, называют Куликовскую битву вели кой битвой. Почему? На этот вопрос мы дадим ответ в конце урока. Слайд 3
Работа с родословным древом. Слайд 4
- Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник
Александр Невский
Дмитрий Александрович
Иван Калита
Иван Красный
Дмитрий Донской
Внуку Ивана Калиты, московскому князю Дмитрию Ивановичу, несмотря на молодость мало кто на Руси решился встать по перёк дороги. В большинстве земель его признавали главным. Князь Дмитрий одел Москву в белый камень Многочисленные мастера начали возводить вокруг города из известняковых глыб невиданную крепость с толстыми высокими стенами и башнями с железными воротами. Длиною в два километра встал новый Кремль и надёжно оградил Москву от неприятеля. С тех пор Москву стали звать Белокаменной. Князь неслучайно затеял перестройку деревянного Кремля.
Как вы думаете, почему? (предположения детей) Слайды 5 6 7
- Он хорошо знал, что пропитанные нефтью стрелы, выпущенные из ордынских луков, способны поджечь дубовые брёвна. А вот кладка из известняка послужит надёжной защитой: она прочна и огню не поддаётся.
Дмитрий Иванович дерзко бросал вызов ордынскому хану: он посылал ему очень маленькую дань, а в1378 г. впервые нанесли монголам сокрушительное поражение.
В те времена Ордой правил Мамай. Слайд 9
Мамай решил проучить московского князя. Монгольский хан строил планы разрушить Москву, камня на камне от неё не оставить. Собрал огромное войско из ордынцев, нанял военные отряды из Западной Европы. Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек.
Не терял времени даром и московский князь.
ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК И ПРОЧИТАЙТЕ 3 АБЗАЦ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
- Готовился князь к битве?
- Сам же князь поехал в Троицкий монастырь, где в уединении и молитвах жил старец Сергий Радонежский. Что вы знаете уже о нём? Слайды 10 11
Рассказ учеников о Сергии Радонежском. Слайд 12, 13, 14
(Сообщение подготовят учащиеся)
Сергий Радонежский был боярского рода Звали его прежде Варфоломеем. Он жил с родителями в городе Радонеже, близ Москвы. Мальчик был слабым и болезненным, у него была плохая память, отчего учение шло плохо. Однажды он заблудился в лесу, и ему встретился монах, который благословил его и дал чудесную шкатулку. Мальчик почувствовал, как окреп и прояснился ум. Догадался Варфоломей, что этот добрый человек послан ему Богом, а шкатулка – ларец знаний. Отрок решил посвятить себя служению Господу. Вместе с братом, отказавшись от наследства, они пустились в путь. Шли долго и набрели на полянку в глухом лесу. Здесь они срубили себе по келье и поставили деревянную церковь. Вскоре Варфоломей остался один: брат не вынес тягот лесной жизни и ушёл в монастырь. Варфоломей стал жить отшельником. Лишь изредка его навещал монах, который приносил ему хлеб и наставлял в богослужении. Варфоломей принял монашество и назвался Сергием. Молитвы давали ему силы преодолеть трудности. Прослышали люди про Сергия и захотели последовать его примеру: жить с ним, добровольно отречься от мира. Один за другим стали приходить ученики. Жили они в трудах и молитвах. Пригревали больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих.
Сергий Радонежский прожил до глубокой старости и умер в 70 лет. Этот замечательный человек обладал удивительным даром утешать людей. Для каждого он находил нужные слова, наставлял, внушал надежду на лучшее. Славился Сергий и чудесным умением предсказывать будущее.
И вот у него Дмитрий Иванович решил просить благословение, прежде чем идти на битву с Мамаем.
ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА слайд 15
Физкультминутка.
Продолжение новой темы.
- Перед сражением князь Дмитрий поменялся доспехами со своим дружинником и во время битвы ничем не отличался от других воинов.
Почему он так поступил? (предположения детей) Слайд 16
“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество)
- Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние.
Великий князь был в самой гуще боя. Немало ордынских воинов полегло от его меча. Но и ему пришлось нелегко. После боя его нашли л ежащим в забытьи. От удара по голове он потерял сознание, но ран у него не было. Все обрадовались, что князь цел и невредим.
- Как начинался бой? Прочитайте об этом в учебнике. (Работа с учебником с72) Слайд17
- Послушаем стихотворение о начале сражения (наизусть читает ученик)
- А как происходило само сражение? Об этом мы сейчас узнаем. Одновременно вы будите работать с картой. Внимательно смотрите и слушайте диктора. Вы должны отметить на своей карте расположение русского войска и войска хана Мамая. Стрелками указать их передвижение. Слайд 18 Самостоятельная работа Рассказ о битве.
Перед сражением князь Дмитрий поменялся доспехами со своим дружинником и во время битвы ничем не отличался от других воинов.
Почему он так поступил? (предположения детей) Слайд 19
“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество)
Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние.
Великий князь был в самой гу ще боя. Немало ордынских воинов полегло от его меча. Но и ему пришлось нелегко. После боя его нашли л ежащим в забытьи. От удара по голове он потерял сознание, но ран у него не было. Все обрадовались, что князь цел и невредим.
- Как вы считаете, были ли на поле битвы женщины?
Рассказ ученика (Кошелева Д). Слайд 20
- По преданию против татар сражались и русские женщины. В Ростовском полку были одетые в мужские доспехи две всадницы Дарьи и Феодора.
Обе девушки пошли на смертный бой со своими женихами. Дальнейшая судьба Дарьи неизвестна, а раненую Феодору после битвы доставили в родное село. Об удалых русских амазонках, искусно владеющих копьём, мечом и стрелами сохранилось немало сказаний. Добрыня Никитич был женат на богатырке Настасье. В бою эти женщины не только не уступали в смелости и ловкости, но инее редко превосходили их сноровкой, хитростью, выносливостью.
Слайд 21
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек. Это был полный разгром монголов. Поэтому в русскую историю Куликовская битва вошла как Мамаево побоище. Доблестного князя Дмитрия за славную победу на берегах Дона прозвали Донским.
. Итоги Куликовской битвы. Слайд 22
Вернёмся к вопросу Почему Куликовскую битву называют Великой битвой?
- Каковы же итоги Куликовской битвы для России?
1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.
2) Выросло значение Москвы и московского князя.
3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.
К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?
- Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.
- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен памятник-музей. Слайд 23
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕТРАДИ. СТ. 24 №2
VII. Итог урока:
-Что узнали для себя нового?
-Чем вы заинтересовались и хотели бы узнать более подробно?
- Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.
Список используемой литературы:
1. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. - М. : «ВАКО»
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. ,дополненное. – М. : «Азбуковник»
3. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. Ч. 2.- М. : «Просвещение»
4. Энциклопедия для детей и взрослых. История России. Соловьёв В. М. – М. : - «Белый город»
.