Алина Гаврикова
Технологическая карта занятия на тему «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Шаблон технологической карты интегрированного занятия
ФИО обучающегося:
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Тема занятия : Дождь
Возрастная группа: старшая
Цель занятия : познакомиться с природным явлением дождь и узнать о свойствах воды в процессе познавательной беседы, дидактической игре на ИКТ оборудовании и экспериментальной деятельности.
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная) :
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1) узнать о процессе возникновения дождя; узнать о свойстве воды менять свою форму и проникать вниз через различные материалы.
2) тренировать внимание, мышление и речь в процессе ведения диалогов, обсуждения и сравнения результатов эксперимента;
3) проявлять интерес к исследовательской деятельности; получить опыт участия в совместной исследовательской деятельности, договариваться о распределении ролей «ученый» и «помощник ученого», обсуждать и взаимодействовать друг с другом.
Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальной деятельности) :
1) помочь капельке узнать, как она попала в детский сад из моря.
2) вспомнить последовательность движения воды в круговороте воды в природе.
3) провести исследование по выявлению свойства воды менять свою форму.
Словарная работа: дождь, туча, облако, капля, земля, песчинки, проникать, грунтовые воды.
Планируемый результат занятия : дети уточнили знания о процессе образования дождя и свойствах воды; поупражнялись в отражении результатов эксперимента в таблице «как вода протекает через разные материалы» и закрепили полученные знания в дидактической игре на ИКТ оборудовании «Путешествие капельки».
Подготовительная работа: обсуждение с детьми на утреннем кругу, проведение занятия на тему “ Круговорот воды в природе”,
№
Этапы интегрированного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности педагога
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Материалы и оборудование
Планируемые результаты
1
Организационно – мотивационный этап
Настроится на занятие.
Приветствие. Чтение загадки. (капля)
Сюрпризный момент - воспитатель обнаружила с утра на подоконнике капельку. Она очень грустная.
Воспитатель мотивирует детей помочь капельке узнать, как она попала в детский сад и как ей вернутся обратно в море.
Сюрпризный момент, загадка, игровая проблема.
Слушают и отгадывают загадку, отвечают на вопросы.
Игрушка/картинка капельки, текст загадок.
Дети заинтересованы и готовы к занятию.
2
Основной этап
2.1
Этап постановки проблемы
Отгадать загадку, принять участие в беседе, ответить на вопросы, определить проблемный вопрос.
Загадки (облака, вода, море, земля, дождь).
Беседа (круговорот воды в природе).
Вопросы для обсуждения: как вода попадает в облака? Как облака превращаются в тучи? Какой бывает дождь?
Выводы : вода, испаряясь попадает высоко в небо, затем собирается в облака, тучи и выпадает в виде дождя.
Проблема: как вода, выпадая с дождем на землю попадает обратно в моря и озера?
Загадки, беседа, проблемный вопрос.
Слушают и отгадывают загадку, принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, говорят свои идеи о проблемном вопросе.
План беседы, текст загадок.
Дети с интересом вовлекаются в предлагаемую деятельность. Дети готовы к просмотру видеофильма.
2.2
Этап ознакомления с материалом
Просмотреть видеофильм, принять участие в беседе, посмотреть и проанализировать опыт.
Просмотр видеофильма “Круговорот воды”
Короткая беседа по просмотренному фильму - акцент на процесс попадания воды обратно в море.
Воспитатель настраивает детей на исследовательскую деятельность.
Воспитатель показывает детям, как вода меняет форму, принимая форму сосуда, в которую ее наливают. Воспитатель акцентирует на том, что именно это свойство воды помогает ей проникать даже через маленькие отверстия в земле и попадать в реки, которые текут под землей.
Физкультминутка.
Установка на внимательность, наглядные опыты с водой.
Смотрят видеофильм, принимают участие в обсуждении, смотрят показываемый воспитателем опыт.
Видеофильм, прозрачные сосуды разной формы, вода.
Дети подготовлены к экспериментально-исследовательской деятельности.
2.3
Этап практического решения проблемы
Проверить предположения, сделанные детьми в ходе обсуждения в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Занести результаты в таблицу и проанализировать их.
Воспитатель приглашает детей к столу для экспериментирования. Проводится знакомство детей с этапами эксперимента и инструментами.
На столе, на подставках стоят банки - имитирующие различные почвы, материалы (земля, песок, глина, галька, асфальт, снег). В дне банок проделаны отверстия, чтобы определять, когда вода достигнет дна. Рядом с каждой банкой стоит таймер с кнопкой.
Вопросы: как вы думаете, ребята, через какую банку вода протечет быстрее всего?
Воспитатель мотивирует детей на проведение опытного эксперимента, чтобы проверить предположения.
Проведение ТБ.
Распределение ролей детей: ребенок-ученый и ребенок-помощник ученого.
Действия детей во время эксперимента:
1. Один ребенок-ученый наливает мерным стаканчиком воду в банку, второй ребенок-ученый нажимает кнопку таймера. Первый ребенок внимательно следит чтобы дать команду второму остановить таймер, когда вода начнет капать снизу.
2. Аналогично проводятся эксперименты с каждой банкой разными детьми.
3. Результаты измерений заносятся в таблицу.
Вывод по таблице: быстрее всего вода протекает вниз через гальку, медленнее всего - через песок. Через глину и асфальт вода не течет совсем.
Обсуждение результатов. Вопросы для обсуждения: почему лужи на земле высыхают быстрее чем на асфальте? Почему на глинистой почве плохо сажать растения?
Вопросы к детям, распределение ролей, опытная деятельность.
Отвечают на вопросы, слушают, проводят исследования, заносят результаты в таблицу, проводят исследование результатов таблицы.
Банки с отверстиями в дне, подставки, материалы: земля, песок, глина, асфальт, галька.
Провели исследование и эксперимент, занесли результаты в таблицу, сделали выводы по таблице.
2.4
Этап проведения дидактической игры на ИКТ
Прослушать инструктаж по ТБ и принять участие в дидактической игре.
Инструктаж по ТБ по работе с ИКТ-оборудованием.
Дидактическая игра.
https://learningapps.org/watch?v=phhj4y82324
Проведение физкультминутки для глаз.
Дидактическая игра.
Дети участвуют в дидактической игре на ИКТ-оборудовании с соблюдением ТБ.
Проектор, полотно, дидактическая игра.
Дети закрепили знания о круговороте воды в природе.
3
Заключительный этап
Проанализировать трудности в ходе занятия, подвести итоги.
Обсуждение всех этапов занятия.
Прощание с гостьей-капелькой. Вопрос к детям - куда лучше сейчас пойти капельке что бы попасть обратно в море? (в землю и затем в подземные грунтовые воды).
Воспитатель благодарит и хвалит всех детей за участие в эксперименте.
Вопросы к детям.
Подведение итогов вместе с воспитателем.
Проанализировали, что нового узнали, подвели итоги занятия, поделились своими впечатлениями