Татьяна Земскова
Опыт работы по теме «Технологии проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет к воспитанию подрастающего поколения новые требования – растить будущего гражданина свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства, способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный выбор, с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет.
Публикация «Опыт работы по теме „Технологии проектной деятельности“» размещена в разделах
В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровая технология;
• технология «ТРИЗ» и др.
Сейчас одной из эффективных инновационных технологий является метод проектов. Он актуален и очень эффективен.
На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых
• принять и освоить цель, актуальную для них;
• выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
• решать творческие споры, достигать договоренности;
• оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками.
Этот метод дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
В своей работе с детьми использую исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные проекты.
Мне хотелось бы представить несколько из реализованных проектов в моей работе.
Для повышения уровня речевой активности детей был реализован долгосрочный проект : «Развитие речи ребенка в семье» (для детей старшей группы). Цель проекта : повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с родителями. Составленное планирование позволило охватить самые важные направление развитие речи дошкольников. Консультации, беседы, развлечения, информация в уголке для родителей (стенды, методические рекомендации, брошюры) для дальнейшего использования в домашних условиях.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов дидактических пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
• словарный запас детей из пассивного превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;
• повысилось творческое воображения, логическое и образное мышление;
• появился интерес к заучиванию стихов;
• дети стали грамотнее говорить, замечать и проявлять ошибки в речи товарищей;
• охотнее участвовать в конкурсах чтецов;
• выразительно и эмоционально читать стихи на утренниках и праздничных мероприятиях для родителей.
Также был проведен проект средней продолжительности на тему: «Зимующие птицы». Цель проекта : формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
В этом проекте была большая помощь со стороны родителей:
• изготовление кормушек, скворечника для птиц;
• подбор наглядно-развивающих пособий;
• кормление птиц с детьми и наблюдение за их повадками;
• составление и оформление детских книг-самоделок о птицах;
• фоторепортажи;
• подбор книг для групповой библиотеки.
В ходе реализации данного проекта у детей сформирована система знаний о зимующих птицах, гуманное отношения к природе. Дети самостоятельно решают экологические задачи и находят решения в сложных ситуациях. Пополнена предметно-развивающая среда в группе.
А самым интересным стал проект : «Вода – источник жизни».
Цель проекта : формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле. Изучение свойства воды в разных состояниях (жидкое, газообразное, твердое).
По доминирующему методу проект носил исследовательский, творческий характер.
По характеру содержания – ребенок-взрослый.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – среднесрочный.
Мы с ребятами решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.
Помощь взрослых:
• подобрали познавательную, научную литературу;
• организовали книжную выставку: «Вода – источник жизни»;
• помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о воде.
Всем было интересно! В этом проекте было настоящее сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьей, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении. Стараюсь активно вовлекать родителей в жизнь группы и детского сада.
На данный момент проблема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна как для дошкольников, так и для взрослых. Поэтому провожу работу по формированию любви к родному дому, краю, природе, ко всему живому, начиная с того, что принято называть малой Родиной, чтобы постепенно перейти к таким понятиям как Отечество, долг перед Родиной.
Поэтому, в подготовительной к школе группе, был реализован проект : «Мой город, моя страна».
Цель проекта : воспитывать в детях чувства патриотизма, любовь к Родине, к родному городу, ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
Наиболее интересным было в проекте :
• презентация семейных проектов по теме : «И цветет мой дивный город как весенний сад»;
• рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города, в котором они побывали совместно с родителями.
Конкурс рисунков на тему: «Моя страна – Россия».
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.