Елена Неретина
Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение чтению детей по кубикам Н. А. Зайцева»
Актуальность и полезность инновации.
В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не актуальны.
ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого
Публикация «Проект „Обучение чтению детей по кубикам Н, А, Зайцева“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Проекты
- Кубики. Игры с кубиками
- Методика и кубики Зайцева Н.А.
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Темочки
ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий.
Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать
дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.
Желание специалистов (учителей – логопедов) использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения, педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей. Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными: такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп поступают в школу, овладев механизмом чтения, среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Та-ким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.
Мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по обучению детей грамоте по системе Н. А. Зайцева - ведущего ученого, филолога, новатора в области обучения детей. Его система применялась мною в работе с детьми - дошкольниками с диагнозом “общее недоразвитие речи” 2-3-го уровня, но, как показывает опыт других дефектологов, логопедов, эта система может успешно применяться и в начальной специальной школе.
Система Н. А. Зайцева относится к нетрадиционным системам обучения. Изначально она была разработана для обучения чтению детей без отклонений в развитии, начиная с 2-х летнего возраста и кончая 7-8-летним. Но самое главное, это даже не возрастной диапазон, а темпы и качество обучения детей.
Обычный ребенок 6-7 лет научается читать по этой системе через2-3 месяца, ребенок с речевой патологией - через 4-5 месяцев. Для достоверности приведу ряд цифр. Из 10 детей с ОНР трое читали фразы через 2 месяца, остальные - только слова. Еще через 3 месяца семь детей овладели послоговым чтением, а трое - беглым. Итак, весь период обучения занял 5 месяцев, а ведь среди этих детей у пятерых был вторичный диагноз “ЗПР”, у двоих - заикание. Эти данные в процессе моей работы и позволили сделать вывод о неординарности предложенной Зайцевым системе, о ее нужности дефектологам.
Отличительные особенности программы
По методике Зайцева всё обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. «Обучение чтению по кубикам Зайцева» - игры-занятия, в основе которых лежит складовой принцип обучения Н. А. Зайцева (заучивание складов, их пропевание).
Используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железные, деревянные. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т. п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.
Принципиальное отличие методики обучения чтению Н. А. Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Важно то, что ребёнок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков, малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению. Выход в чтение через пение - это неотъемлемый принцип в методике Н. А. Зайцева. Поэтому склады поются, а не проговариваются. Поётся и алфавит, с которым дети знакомятся чуть позже.
Игра выстраивается в сложный процесс овладения многими учебными умениями. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности: наблюдение, обследование, беседа, чтение по таблице, чтение и «письмо» кубиками, чтение произведений русского народного творчества (колыбельные песенки, считалки, скороговорки, дразнилки, небылицы и др.).
Таким образом, играя в кубики, у ребёнка увеличивается число каналов восприятия, по которым поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения. При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.
Цель проекта :
Обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению по складам с переходом к чтению целым словом, далее развивать навыки чтения предложениями. Подготовка детей к школьному обучению.
Задачи проекта :
- познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;
- работать над фонетической и фонематической стороной речи, пропевая складовые попевки;
- уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;
- легко и весело ввести ребенка в обучение чтению;
- развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;
- развивать у детей внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, слух;
- воспитывать любовь к родному языку.
Мотивационный этап
Задачи:
- развивать речевую и познавательную активность;
- привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
- развивать диалогическую речь детей.
Возраст детей
Данный проект рассчитан на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Возраст ребенка влияет на обучение чтению по методике Н. А. Зайцева. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в возрасте 5-7 лет, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, ребенок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает ребенку запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- для ребенка чтение - это новый вид получения информации, теперь он может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Ожидаемые результаты программы:
К концу первого года обучения дети должны :
- знать, правильно озвучивать и показывать «золотые», «железные», «деревянные» склады (таблица и кубики);
- уметь читать попевки (слева - направо, сверху - вниз);
- классифицировать кубики;
- уметь голосом выделять ударный склад;
- овладеть складовым чтением слов.
К концу второго года обучения дети должны :
- читать, находить гласные, согласные (глухие, звонкие, твердые, мягкие) на таблице;
- уметь составлять своё имя, фамилию, читать (таблица);
- уметь выделять ударный склад;
- освоить чтение алфавитных песенок;
- читать предложения, небольшие тексты, понимать смысл прочитанного.
Сроки реализации проекта (время, этапы работы)
Время реализации проекта
Продолжительность обучения - 2 года (1-й год обучения - для детей 4-5 лет;
2-й год обучения для детей 5-6 лет).
Количество занятий в неделю:
Первый год обучения - 2 раз.
Второй год обучения – 2 раза.
Продолжительность одного занятия:
1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин
2-й год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин.
Работа по системе Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в недостаточной мере.
Этапы работы
1 этап подготовительный
Цели: привлечь внимания к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.
Этот этап достаточно простой и очень короткий 5-6 занятий. Однако на каждом занятии необходимо включать 1-2 более сложных задания, необходимых для обеспечения “зоны ближайшего развития”. На этом этапе дети учатся правильно крутить кубики в руках, глядя на каждую сторону с изображением складов. Особым и важным приемом на этом этапе является пропевание складов в процессе манипуляций с кубиком. Педагог сначала крутит сам кубик в руках, пропевая как гамму, а не читая, каждый склад, причем произносимая сторона кубика обращена к ребенку. Смысл этого регулярно использующегося упражнения в развитии ритмико-интонационной стороны речи, концентрации внимания и запоминания складов. Другими словами у ребенка развивается скоординированная работа системы анализаторов, развивается ощущение звуковой стороны речи. Особенно четко это просматривается при пропевании складов по таблицам.
На первых занятиях используются такие виды работы, как подбор к одной гласной букве всех кубиков, имеющих эту букву
«Игра “Паровоз»
Цели:
Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;
- Способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же
гласной;
- учить осмысленно находить нужный кубик;
- привлечь внимание к работе с кубиками;
Игра «классификации»
Цели:
- привлечь внимание детей к кубикам;
- показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;
- учить запоминать название различных групп кубиков;
- учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам : глухие – звонкие, твердые – мягкие.
“Посмотри и повтори”, где педагог сначала составляет короткое слово на глазах у ребенка, затем перемешивает и переворачивает эти кубики и предлагает ребенку воспроизвести слово вновь. Можно использовать также массу других игр, описанных Н. А. Зайцевым в его книге “Письмо, чтение, счет”, придумывать свои и видоизменять имеющиеся. На этом этапе работа отличается от идеи Зайцева скоростью “пропевания” кубиков, которая должна быть достаточно низкой, и частыми повторами одних и тех же игр. Также используются такие приемы в работе как показ, изменение интонации для привлечения внимания, сопряженные действия с ребенком (вместе крутить кубик) и повышенную двигательную активность (все время в движении). Таким образом, этот этап можно считать упрощенным, что вызвано психо-соматическими особенностями детей данной категории.
Та же упрощенность просматривается в работе с таблицами, которые включаются в обучение с первого занятия. Как упоминалось выше, в работе с таблицами тоже предусмотрены пропевания песенок. Педагог, ведя длинной указкой вдоль по рядам квадратов со складами, не читает, а поет эти ряды на любой мотив - от “В лесу родилась елочка” до “Подмосковные вечера”, а дети следят за кончиком указки и пытаются повторять вслед за педагогом. Если у детей грубо нарушено звукопроизношение, то на этом этапе пропевать можно только легкопроизносимые звуки: к, т, в, г, м, н,. Но в дальнейшем (начиная с 3-4 занятия) нужно вводить все остальные буквы и было замечено, что благодаря постоянным, добровольным пропеваниям песенок (которые, кстати, очень нравятся детям, у них гораздо лучше автоматизировались отрабатываемые на индивидуальных занятиях звуки. Именно поэтому можно ввести работу по таблицам и кубикам на занятия логопеда по коррекции звукопроизношения.
На этом же, коротком, этапе вводится и остается продолжительное время такая форма работы как составление педагогом слов из кубиков, причем это могут быть абсолютно любые слова, от “ суп”, “шкаф”, до “Бэтмэн”, “трансформер”, в зависимости от просьб детей. Выглядит эта игра так. Логопед предлагает детям “сходить в магазин игрушек” и “купить”, кому что хочется. Дети называют любимые игрушки, логопед выкладывает слова из кубиков на полке, висящей на стене, следя, чтобы все дети смотрели на его манипуляции с кубиками. После того, как слово стоит на полке, логопед ведет пальцем по слову, читая его медленно, интонационно отражая части слова, то есть склады (ма-ши-н-ка, то есть 4 кубика). Затем слово читается вторично, но вместе с детьми. Так надо работать с каждым словом, так как подражание занимает большое место в обучении.
Основной этап.
«Чтение одного слова»
Цели: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам.
Дети начинают достаточно легко ориентироваться в куче кубиков, лежащих на столе, и находят нужный кубик по образцу достаточно быстро. Работа по таблицам остается на протяжении всего этого периода, а игры с кубиками значительно усложняются. Теперь дети могут самостоятельно прочитать большинство складов на кубиках, то есть происходит овладение чтением открытых слогов. Благодаря постоянным пропеваниям песенок по кубикам и таблицам у детей сформировалось умение не только прочитать нужный склад, но и зрительно соотносить плоскостной склад таблицы со складом на кубике, искать нужный склад, крутя кубик в руке. Здесь можно говорить об интенсивном развитии ориентировки в пространстве. Также активно формируется умение прослеживать глазами столбцы и строчки складов на таблице, что имеет огромное значение при письме и чтении. Конечно, не все дети достигли оптимального уровня чтения складов на этот момент, поскольку познавательная активность и уровень развития мышления у всех детей разный. Кто-то из детей уже готов к самостоятельному составлению слов из кубиков, кто-то находится на уровне пропевания и, следовательно, только заучивает склады. И все-таки не следует держать этих детей на их низком уровне, лучше предлагать более сложные виды работы. Так, на этом, втором, этапе обучения, педагог не только сам составляет слова из кубиков и читает их детям, требуя повторения, но и активно привлекает детей к самостоятельному составлению слов из кубиков. Чем больше слов составлено на занятии, тем лучше. Можно использовать такие игры, как
“Волшебные слова”, где дети из любых кубиков, выбранных наугад, составляют слово, а затем с помощью логопеда пробуют прочитать его, а затем решают, у кого получилось смешнее: сяпули, кошаву и т. д. Также часто используется игра
“Угадай-ка”, где педагог ставит перед детьми от 4 до 10 игрушек и выкладывает из кубиков название только одной. Дети пробуют угадать, с помощью метода исключения, какое слово выложено, ориентируясь на игрушки. В этом же периоде самыми активными являются игры, где дети сами пробуют писать любые слова (с помощью педагога, если требуется) : свои имена, имена родителей и любимых животных, названия игрушек, мультфильмов, сладостей и т. д. В случае затруднений надо показать нужные склады на таблице, дети ищут сначала нужный кубик, затем нужный склад на нем и выкладывают слово, которое хотят написать.
Таким образом, на этом этапе решаются следующие задачи: научить детей выкладывать из кубиков слова самостоятельно, читать короткие слова, правильно искать нужный кубик, опираясь на таблицу, чувствовать длину слова (то есть его конечность, ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, определять ударный слог и правильно ставить на слова кубик с ударением.
Игра по складовым картинкам выглядит примерно так: логопед показывает детям картинки с изображением льва, барана, кошки и т. д (до10 картинок). После перемешивания и новой демонстрации, например, слова “ЛЕВ” уже без рисунка-подсказки, начинается бешеная работа мысли. Дети выкрикивают примерно следующее: “лягушка!” (по созвучию с первым слогом, который они смогли прочитать, “кот!”(по длине слова, “лук!” (по первой букве, “носорог!” (просто что-нибудь крикнуть, и, наконец, кто-то: ”лев!”. Ребенку вручается картинка, игра продолжается в том же духе. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок. Этот процесс еще нельзя назвать чтением, здесь все основано на догадке, но именно эти упражнения ускоряют темп овладения чтением, обогащают словарный запас, активизируют малоактивных детей и дают некоторую разрядку расторможенным. Похожий прием при обучении чтению детей использовала ранее М. Монтесссори и назвала его “интуитивное чтение”. Особенно хочется подчеркнуть огромную значимость складовых картинок именно в работе учителя специальной школы. Это настоящая находка для детей с трудностями в обучении, поскольку позволяет активизировать словарь настолько, насколько это возможно вообще, развивает логическое мышление, внимание, память.
По времени этот этап длится 12-15 занятий (примерно месяц, после чего большинство детей уже в состоянии выложить простые слова типа “мак”, “лопата”, “рыба”, “мячик”, “полка”, “гром”, читать их, выкладывать свои имена и фамилии, лучше читать складовые картинки. Однако, если принимать во внимание возраст первоклассников, то у многих детей к концу этого этапа может сформироваться умение читать не только отдельные слова, но и фразы. Трудности могут вызвать слова со стечениями согласных и с мягкими согласными. Вот почему на этом этапе отличительной чертой является работа по фонематическому восприятию, без которой дети долгое время не смогли бы писать слова со стечением согласных. Эта работа проводится логопедом или учителем в соответствии с программой, но в значительно меньшем объеме. Необходимо отработать лишь способность детей слышать заданный звук в слове и определять место звука в слове. Работа по звукобуквенному анализу не проводится вообще, так как, во-первых, в ней нет необходимости, а во-вторых, она лишь замедлила бы обучение детей, поскольку складовой принцип подразумевает сразу начинать читать с открытых слогов. Вот почему, в частности, этот принцип как нельзя лучше подходит для детей с отклонениями - детям, как правило трудно дается овладение звукобуквенным анализом, и этот этап они минуют вообще, сразу оперируя со слогом.
Итоговый этап.
Цели: научить всех детей выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, дать представление о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, а так же научить начертанию букв карандашом и фломастером на бумаге и мелом на доске.
Четко определяются дети, которые овладели механизмом чтения и которым это дается с трудом. Как ни странно, но самыми сильными и способными к чтению оказываются иногда дети с самыми большими речевыми и интеллектуальными проблемами, а более легкие с трудом усваивают материал. Способные дети к этому времени уже выкладывают и читают короткие фразы, а некоторые с трудом читают короткие слова. Этот этап занял у нас приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, то есть 5-6 месяцев. На этом этапе по-прежнему использовались кубики для составления коротких фраз. Дети выкладывают предложения как под диктовку, так и по образцу из книги. Закрепляется умение выкладывать слова по образцу (по складовой картинке, не оставляются без внимания и таблицы, работа по которым не прекращалась все время: дети самостоятельно и вместе с педагогом водят указкой по таблице, составляя слова, фразы. К концу учебного года дети хорошо усвоили понятия “глухой звук”, “звонкий звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “согласный”, “гласный”.
Содержание и формы работы
Для реализации задач проекта используются игры-занятия с подгруппой детей, сочетающие в себе:
- объяснение;
- дидактические игры;
- разгадывание загадок;
1. Словесные методы обучения :
а) объяснение;
б) пропевание (звуков и складов).
2. Наглядные методы обучения :
а) показ кубиков, таблиц;
б) использование дополнительных пособий (картинки – ассоциации, иллюстрации, карточки, настольно - печатные игры);
в) показ способов действия.
3. Практические методы обучения :
а) совместная деятельность взрослого и детей;
б) самостоятельная детская деятельность.
Условия реализации проекта :
Помещение.
Групповые занятия проводятся в специальном помещении - кабинете. Размещение и площадь кабинета соответствуют инструкции о проектировании дошкольных учреждений (согласно Положению о ДОУ)
Кадровое обеспечение.
Обучение проводит, учитель – логопед I КК имеющий свидетельство, подтверждающее право на обучение детей чтению по методике Н. А. Зайцева Неретина Елена Павловна.
Материально-техническое обеспечение.
Кабинет достаточно освещён; имеется шкаф для хранения дидактического материала; доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета; полки для работы с кубиками; аудиомагнитофон,
Информационное обеспечение.
Дидактический материал: 4 листа таблиц формата ВЗ (360x520мм);
52 картонных кубика (50x50мм и 60x60мм); учебная аудиокассета с напевками всех складов;
240 тематических картинок,
ассоциативные картинки Н. Пятибратовой.
Подборка загадок, пословиц, поговорок, потешек, стихов, басен, кроссвордов. Учебное пособие «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Н. А Зайцева, четвертое издание, г. Санкт-Петербург, 2005г. ,
пособие «Изучаю и запоминаю буквы» Н. Пятибратовой.
Итоговое мероприятие:
Открытые занятия в конце каждого года.
Заключение:
Многие исследователи школьной дезадаптации в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у таких детей задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоциональ-но-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации. При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога.
Изучение нейропсихологических аспектов данной методики позволяет сделать вывод о том, что обучение чтению по системе Н. А. Зайцева – это один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.