Папки-передвижки

Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов

Ксения Солдаева
Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов
▼ Скачать +Заказ

Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов. Искусство жить без стресса!

Бессердечье к себе – это тоже увечье.

Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность,

Сам собою побудь…

Е. Евтушенко.

Публикация «Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов» размещена в разделах

Под профессиональным здоровьем педагога понимают способность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания его профессиональной деятельности.

Неспособность или невозможность выполнения одного из перечисленных механизмов приводит к “профессиональному выгоранию”.

Термин “профессиональное выгорание” (burnout) был введен несколько лет назад американскими учеными Freudenberger, C.Maslach и Yackson для исследования критериев профессионального и психического здоровья работников коммуникативной сферы, в то числе и педагогов. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Симптомы выгорания можно произвольно разделить на

Физические:

- усталость

- чувство истощения

- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды

- частые головные боли

- расстройства желудочно-кишечного тракта

- одышка

- бессонница

Психологические и поведенческие:

- работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее – все меньше и меньше

- ранний приход на работу и поздний уход с нее и наоборот

- педагог часто берет работу домой

- испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (неосознанное беспокойство)

- снижение уровня энтузиазма

- чувство обиды и разочарования

- неуверенность

- чувство вины

- чувство невостребованности

- легко возникающее чувство гнева

- раздражительность

- подозрительность

- неспособность принимать решения

- общая негативная установка на жизненные перспективы

Все симптомы одновременно не проявляются, т. к. выгорание - это индивидуальный процесс.

Уровни и стадии выгорания

Выгорание может проявляться в виде трех стадий.

На первой стадии индивидуум истощен эмоционально и физически, может жаловаться на головные боли, частую простуду и т. д.

На второй стадии характерными являются два набора симптомов: у педагога может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к реципиенту. Чтобы избежать этого, индивидуум прибегает к избегающим тактикам поведения.

Третья стадия – полное выгорание – встречается нечасто и заключается в полном отвращении ко всему на свете.

Факторы, вызывающие выгорание

Факторы, вызывающие процесс выгорания, группируются в два больших блока:

• Социально-демографические характеристики – возраст, стаж, семейное положение, пол, уровень образования имеют тесную связь со степенью психического выгорания.

* Личностные особенности: индивидуальные стратегии сопротивления – высокий уровень выгорания связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу.

• Локус контроля (перекладывание ответственности за все, что происходит в жизни человека на окружающий мир) – положительная связь между экстернальностью (внешним локусом контроля) и эмоциональным истощением, деперсонализацией.

Последствия выгорания

Последствиями процесса выгорания являются крайне низкая эффективность и продуктивность педагогической деятельности, снижается удовлетворенность трудом, развивается негативное отношение к труду, значительно ухудшается состояние здоровья педагога.

Для профилактики синдрома выгорания прекрасно подходят психокоррекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности т. д., разработанные для сохранения психического и профессионального здоровья.

Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор – лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол-силы, удовлетворительная отметка– норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

Например стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь.

Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или приемы позитивной визуализации.

Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс

повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

Наконец, в третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты. Вспомним рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором мелкий чиновник, случайно обрызгавший лысину генерала, умер от страха.

Рефрейминг.

С английского слово reframe можно перевести множеством разных способов – это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации.

А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?

А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?

– Образ стал менее напряженным.

– Всё как-то стало более спокойным. Это только образная метафора.

Рефрейминг (или переформирование) – это способ поменять оценку, сменить ее на другую.

Рефрейминг «И, но, даже если»

Давайте возьмем фразу «Сегодня солнце, завтра будет дождь». В таком виде она является простой констатацией факта. Теперь попробуем вставить вместо запятой союз «И». Сегодня солнце, И завтра будет дождь. В таком виде фраза все еще сохраняет вид констатации, то есть, нет логического выделения явления «солнце» и явления «дождь». Таким образом, сохраняется первоначальная целостность утверждения. Теперь попробуем вставить союз «НО». Сегодня солнце, НО завтра будет дождь. Происходит логическое выделение процесса «дождь», и внимание человека обращается на этот процесс, автоматически пропуская то, что сегодня идет процесс «солнце». И последний опыт – поставим союз «Даже если». Сегодня солнце, ДАЖЕ ЕСЛИ завтра будет дождь. Совсем другое дело, правда? Таким образом, мы можем изменить оценку процесса другим человеком, просто поставив один союз в предложении вместо другого. Просто, эффективно, надежно.

Рефрейминг «Слова и значение»

Как уже может быть понятным, наши слова имеют очень сильное значение для формирования мыслей. С другой стороны, эти слова являются прямым отражением идущих прямо сейчас мыслительных процессов. И иногда бывает полезно знать то, что стоит ЗА словами. А за словами может легко скрываться внутреннее состояние, показывая свои хитрые ушки практически в любом предложении. И вот приблизительный список слов и состояний, которые они обозначают:

• За словами «мог бы» чаще всего встречается надежда, немного реже осторожность

• За словами «могу» стоит компетентность и уверенность в собственных силах

• За словами «возможно» скрывается любопытство и предчувствие

• За словами «могло бы» стоит разочарование, которое принимает усиленные формы в

словосочетании «могло бы быть»

• За словами «хочу» скрывается желание и побуждение к действию

• За словами «не буду» стоит упрямство

• За словами «надо бы» находится чувство обязанности и скрытое нежелание к

выполнению

• За словами «необходимо» находится отчаяние.

Готовые рефрейминги «на все случаи жизни», которые помогают переформулировать Вашу задачу. Одно условие – это помогает только тогда, когда Вы переформулируете собственное ограничение, в прочих случаях может не работать. Некоторые рефрейминги бывают очень стандартными и общими, другие представляют собой очень конкретные примеры.

Типичный вариант работы с ограничениями выглядит так: Вы записываете на листок бумаги несколько своих мыслей, которые, как Вам кажется, мешают Вам развиваться. Потом требуется провести следующую работу – заменить одни слова на другие и наблюдать за тем, что изменится. Вот словарик для замены:

• Это проблема – Это возможность

• Я не могу – Мне можно

• Я не хочу – Мне нужно

• Я в этом не виноват – Это моя ответственность

• Я должен – Я могу (я хочу)

• Мне всегда чего-то не хватает – Я хочу учиться и расти

Рефрейминг Контекста.

В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость, агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям, и так далее.

Упражнение с "Зато".

– Я слишком молчалива.

– Зато не скажешь ничего лишнего.

Молчаливых любит начальство.

ПРИМЕР:

Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.

— Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка.

— Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без

воды.

— Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие.

— Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.

— Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка.

— Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.

Упражнение "Отпор".

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать "наезды" – определенные неэкологичные высказывания в ваш адрес. Вот в этом вы сейчас и потренируетесь. Объединитесь в группы по 4-5 человек. Игра идет по кругу. Группа придумывает отрицательные качества человека (не обязательно существующие в действительности, а тот отвечает фразой, начинающейся с "зато. " (рефрейминг контекста). После "зато" идет сообщение о том, что полезного это качество ему дает. Причем он находит другое слово, обозначающее то же качество, но с положительной оценкой (рефрейминг значения). Где-то по 4-5 предложений каждому.

– Ты вспыльчивая.

– Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

– У тебя косоглазие.

– Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Здесь ваша задача просто потренироваться в спонтанном умении переформировывать "наезды", то есть поддерживать личную экологию. Если вы нашли подходящие рефрейминги в 3 случаях – это уже хороший результат.

«ДРЕМУЧИЕ» ПСИХОТЕХНИКИ.

Человек не может усилием воли вызвать у себя слюноотделение, но может представить себе кислый лимон. Для создания «фильтра», предназначенного для защиты от психологического вторжения, предлагается прибегнуть к использованию возможностей своего воображения.

«КУПОЛ»

Вы можете создать вокpyг себя мысленную энергетическую oгpaдy, котораяпрепятствовала бы влиянию на вас отрицательного эмоционального заряда. Как только вы почувствуете, что вам угрожает воздействие чьей-либо «отрицательной энергии», что производится «психологическое вторжение», вы воздвигаете воображаемый прозрачный купол. Этот купол не должен быть преградой для всех, он предназначен только для защиты вас от людей с отрицательным потенциалом. Неадекватные оценки вашей личности, несправедливые эпитеты и проклятья вся их отрицательная энергия останавливается невидимым куполом и стекает с нeгo как вода. Если вы почувствуете, что напор возрастает, отодвиньте ваш «щит» поближе к тому, кто ее излучает. Вы почувствуете себя более устойчиво и уравновешенно и сможете более спокойно и комфортно делать то, что вам необходимо.

«ТРИ ВОПРОСА»

Когда вы не можете контролировать ситуацию, задайте себе вопросы: «С чем я борюсь в данный момент?», «За что я борюсь сейчас?», «Ради чего эта борьба и как я могу передать информацию по-другому?».

Релаксация «Горная вершина».

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им. Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. Пауза. Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира. Поблагодарите его. Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.

(Для проведения визуализаций и мышечной релаксации подберите в интернете подходящую для вас музыку, наложите свой голос на музыку и используйте в своей практике для снятия стресса и усталости).

- Закончить сове выступление я хотела бы известным всеми выражением:

«Господи, дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить,

дай мне силы исправить то, что я могу изменить,

и самое главное – дай мне мудрость,

чтобы отличить первое от второго!»

Берегите свое здоровье! Всего Вам доброго!

Публикации по теме:

«Лягушки на болотце». Настенное игровое пособие для регуляции и коррекции эмоций в работе с детьми 4–7 лет«Лягушки на болотце». Настенное игровое пособие для регуляции и коррекции эмоций в работе с детьми 4–7 лет У воспитанников с речевыми нарушениями часто отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы: частая смена настроений, повышенная эмоциональная.

Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря»Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря» Если бы была необходимость внести в список все самые полезные ягоды, растущие в нашей местности, то его, бесспорно, возглавляла бы облепиха.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» В нашем детском саду был проведен мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» для педагогов. Целью мастер-класса было расширение знаний.

Консультация «Как пережить карантин без стресса?» В этот интересный и неоднозначный период карантина мы сталкиваемся с положительными и отрицательными сторонами изоляции. Положительные моменты:.

Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки»Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки» .

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.

Мастер-класс для педагогов с применением техники тестопластики «Корзина с фруктами»Мастер-класс для педагогов с применением техники тестопластики «Корзина с фруктами» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам сегодня работу с применением солёного теста. Цель данного мастер-класса: способствовать.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Нетрадиционные техники рисования»Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Нетрадиционные техники рисования» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодняшний мастер – класс я хочу провести с вами, по теме: «Нетрадиционные техники рисования».  Актуальность.

Пластилинография как средство снятия стресса у ребенка. ВидеоПластилинография как средство снятия стресса у ребенка. Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня я хочу поделиться с Вами своим опытом работы с детьми в адаптационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов
Опубликовано: 29 октября 2023 в 08:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техники регуляции негативных последствий стресса для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Солдаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД