Татьяна Королева
Театрализованные занятия в старшей группе. Декабрь
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1 «Раз, два, три, четыре, пять — стихи мы будем сочинять»
Цели: уточнение понятия «скороговорка»; развитие у детей дикции; пополнение понятийного запаса детей новым понятием «рифма»; упражнение в придумывании рифмы к словам; обучение работать вместе, сообща, дружно.
Содержание:
- Повторение понятия «скороговорка».
- Игра «Едем на поезде».
- Введение понятия «рифма».
- Дидактическая игра «Придумай рифму».
- Физкультминутка.
- Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.
Педагог встречает детей скороговоркой:
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Рада вас, друзья, встречать,
В своем зале развлекать.
Наши встречи хороши,
Веселимся от души!
Дети вместе с педагогом вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Далее они, по желанию, произносят любые скороговорки. (Если дети к этому не готовы, можно использовать игру «Едем на поезде» и выучить любую другую скороговорку.)
Затем педагог рассказывает детям, что птица Говорун ночью во сне опять прилетала к ней. Они сочиняли стихи. Читает стишок, который получился у них:
Погляди — павлин какой —
Хвост, как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом —
Прослывешь большим глупцом!
(Если детям непонятно, кто такой павлин, показать его на иллюстрации.)
Далее воспитатель говорит о том, что для того, чтобы стихи получилось складными, нужно к слову придумать рифму. Вводит понятие «рифма» — когда слова заканчиваются одинаково. Например: палка — скакалка, каша — Маша, воробей —. (просит ребят самим придумать слово).
После этого дети находят рифму в стихотворении, придуманном педагогом и птицей Говорун (какой —расписной, хвостом — глупцом.).
Проводится игра «Придумай рифму» ( дети придумывают рифму к словам: друг (лук, дело (смело, ель (мель, жук (утюг, ворона (корона, сарай (каравай, дом (гном, сон (звон, зола (дала, свет (рассвет, нос (пес) и т. д.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру «Бабочка» (физкультминутка, которую показала птица Говорун.
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел. (Голова опущена, руки на коленях, спина
Расслаблена)
Шевельнулся, покачнулся,
Взвился вверх и полетел. (Плавное движение рук вверх, потягивание)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Маховые движения руками, кружение)
Игра повторяется 2—3 раза.
В конце занятия воспитатель предлагает детям самим сочинить стихотворение, и если птица Говорун прилетит к ней еще раз во сне, то она обязательно прочтет ей это
стихотворение.
(Например, можно взять такую строчку: «По тропинке во весь дух.»)
Педагог записывает стихотворение, которое получилось у детей, хвалит их за старание и вместе с ними приходит к выводу о том, что стихотворение получилось, потому что есть рифма.
Завершая занятие, педагог говорит детям, что будет ждать птицу Говорун, чтобы рассказать ей стихотворение, придуманное ребятами.
Звучит музыка, дети уходят.
Занятие 2 «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»
Цели: создание положительного эмоционального настроя; упражнение детей в подборе рифм к словам; закрепление понятия «рифма»; поощрение совместного стихосложение.
Содержание:
- Погружение в сказочную атмосферу.
- Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
- Физкультминутка.
- Придумывание рифмующихся слов.
Под веселый мотив педагог встречает детей и говорит о том, что птица Говорун прилетала вновь. Ей очень понравилось стихотворение, которое сочинили ребята. И птица Говорун сочинила еще одно стихотворение для детей:
На лугу поспела кашка,
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
Вопрос к детям:
Какие слова в этом стихотворении рифмуются? (Кашка — Машка, обед — нет.)
Проводится игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов» :
палка, галка, скалка, свалка;
нос, пес, воз;
лук, тук, мук;
салат, халат, пират, карат, парад, наряд и т. д.
Затем проводится физкультминутка. Повторяются игры «Буратино» и «Бабочка» (см. предыдущие занятия).
Далее педагог говорит о том, что птица Говорун прислала детям веселые стихи, но из них убежало слово-рифма. Чтобы стихи получились красивые, нужно найти это слово-рифму.
Предлагает ребятам помочь птичке. (Стихи написаны на листе бумаги, педагог вписывает в них слово после того, как его придумывают дети.)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа с мочалкой. (мыли)
Каждый тут в лесу талант —
И певец, и. (музыкант)
Без работы, хоть убей,
Жить не может. (муравей)
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для. (нас)
Кто один имеет рог?
Отгадайте!. (носорог)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я —. (осьминог)
В реке большая драка:
Поссорились два. (рака)
Слон шагает по дороге Вот так
хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный. (рост)
Если будешь ты все знать,
То получишь в школе. (пять)
Педагог благодарит детей за помощь. Вместе с детьми приходит к выводу, что помогает сочинять стихи рифма. Предлагает детям самим дома сочинить стихи и рассказать их затем всем ребятам.
Звучит музыка, и дети уходят.
Занятие 3 «Рассказываем про любимые игры и сказки»
Цели: показ детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения; обучение связно и логично передавать мысли; помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка»; совершенствование средства выразительности в передаче образа.
Содержание:
- Вводная беседа.
- Рассказы детей по ассоциациям.
- Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».
Педагог встречает детей и предлагает рассказать о своих любимых играх так, чтобы другим было понятно, как в них играть. (Некоторые игры, по желанию детей, проигрываются. Педагог может предложить детям любую подвижную игру.)
Педагог и дети, беседуя, приходят к выводу, что игр много, причем кому-то нравятся одни игры, а кому- то совсем другие, так как каждый имеет свои интересы и предпочтения.
Затем педагог просит детей рассказать о своих любимых сказках, почему они им нравятся. Обобщает, что и сказки могут нравиться разные: у каждого свой вкус.
Побуждает детей рассказать, какие интересы есть у каждого.
Рассуждая, чем хороши сказки, дети вместе с педагогом риходят к выводу, что в сказки можно играть, их интересно слушать.
Далее воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Хвостатый хвастунишка», выражает надежду, что они понравится детям, они полюбят ее героев и захотят поиграть в нее.
Вопросы к детям:
Какой был петушок в сказке? (Хвастливый, гордый.)
Какими средствами выразительности можем мы это передать? (Голосом, мимикой, жестами.)
Далее дети передают образ хвастливого петушка либо голосом, либо мимикой и жестами, либо объединяя все воедино.
После этого педагог поощряет детей за импровизацию и прощается с ними.
Занятие 4 «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился»
Цели: продолжение обучению детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию
сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения; объяснение детям понятий, что музыка и иллюстрации — тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев; совершенствование умения детей давать характеристику персонажам сказки.
Содержание:
- Беседа по содержанию сказки.
- Слушание сказки с музыкальными фрагментами.
- Физкультминутка.
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
- Характеристика персонажей сказки.
Педагог встречает детей под любой сказочный мотив (он будет сопровождать встречу с детьми на протяжении всего блока занятий по сказке «Хвостатый хвастунишка»). Сообщает детям, что сегодня их вновь ждет сказка «Хвостатый хвастунишка».
Вопросы к детям:
Кто главный герой сказки?
Каких еще героев вы запомнили?
Кто больше понравился и почему?
Далее воспитатель предлагает детям еще раз послушать сказку, но уже с музыкальными фрагментами, нацеливая на то, что музыка тоже служит средством выразительности и передает характер каждого героя. Например, если это лиса, то музыка плавная, если ворона, то музыка низкая, тяжелая и т. д. Музыка также помогает передавать настроение персонажей. Например, когда петушок хвастался собой — музыка возвышенная, когда он пришел в лес и увидел лису — музыка затихает, как бы передавая страх.
Музыкальные фрагменты, характеризующие каждого персонажа и их действия, подбирает музыкальный руководитель заранее по просьбе воспитателя и делает аудиозапись.
Затем педагог проводит физкультминутку:
Каждый день петушок
(ходьба по залу)
Делает зарядку,
Очень нравится ему
Все делать по порядку:
Весело шагать,
(ходьба на месте)
Крылья поднимать,
(руки вверх)
Приседать и вставать,
(приседания 4-6 раз)
Прыгать и скакать,
(10 прыжков)
Весело кричать: «Ку-ка-ре-ку!»
Игра повторяется 2—3 раза.
Далее вниманию детей предлагаются иллюстрации к сказке «Хвостатый хвастунишка». Дети рассматривают их и по просьбе воспитателя описывают характер героев (петушок — гордый, лиса — хитрая, ворона — умная, сорока — хлопотунья и т. д.).
В заключение педагог вместе с детьми делает вывод, иллюстрации помогают лучше понять характер персонажей и их взаимоотношения. Звучит сказочный мотив, который оповещает, что пора прощаться со сказкой.
Воспитатель благодарит детей за старание, и они уходят.