сухарникова елена
Театрализованные игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры в ДОУ
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей и педагогов дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не развить способность чувствовать, думать, сопереживать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
Публикация «Театрализованные игры в ДОУ» размещена в разделах
В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме. Именно дошкольный период, по признанию специалистов всего мира является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, возрастом первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, согласно которым ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении и др. ; ребенок должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, обогащение словаря).
Театрализованные игры делятся на режиссерские и игры-драматизации.
1. К режиссерским играм можно отнести настольный (плоскостной на палочках, на ложках, на подставках; объёмный на конусах, на стаканчиках, на киндер-яйцах; игрушки образные, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности (интонация, паузы, изменение высоты голоса, разный темп речи).
2. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы, или сам исполняет роль. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки, пальчиковые игры (в игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальчики и управляют ими, игры с куклами бибабо (за ширмой или свободное передвижение по группе).
Любая из названных театрализованных игр : режиссерская или игра-драматизация требует большой предварительной работы педагога с детьми и должна проводиться в три этапа:
1. Ознакомление с литературным материалом (сказка, стихи, потешки, рассказы)
2. Освоение детьми специальных театрально-игровых умений и навыков
3. Самостоятельная творческая деятельность детей, где педагог только наблюдает или направляет игру, решая ту или иную задачу.
1 этап – ознакомление с литературным материалом
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания, поэтому в своей работе с детьми я уделяю большое внимание знакомству с художественной литературой, а именно, со сказкой.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, выполняя следующие функции: социализация ребёнка, его культурно-этническое воспитание, развивающее-тератевтическое действие.
Перед тем как обыгрывать сказку я провожу большую предварительную работу.
1. Чтение и совместный анализ сказки, объяснение новых для детей слов, фразеологизмов, «рисование» визуального и нравственного портрета каждого героя. (фото чтение, фото книг)
2. Запоминание последовательности событий с помощью сюжетных карточек-алгоритмов, рассказывание сказки детьми с опорой на карточки. (фото карточек)
3. Затем сюжетные карточки заменяются на мнемотаблицы (схематичное изображение сюжета посредством знаков).(фото мнемотаблиц)
4. Для закрепления знания сказки использую дидактические игры «Найди лишнего героя», «Сказочное лото», «Разрезные картинки».(фото игр)
5. Рассказывание сказки по ролям (закрепление знания текста).
2 этап - освоение детьми специальных театрально-игровых умений и навыков
Задачи педагога на этом этапе:
• научить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,
• строить диалог с партнером на заданную тему;
• упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию;
• развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
• развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение;
• научить детей пользоваться мимикой и пантомимикой
Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
В своей работе для решения задач по освоению сценической речи я использую такие игры и упражнения :
1. Дыхательная гимнастика с использованием тренажёров (каждый день) (фото тренажёров).
2. Артикуляционная гимнастика (каждый день) (фото картотек).
3. Игры на формирование интонационной выразительности речи: «У кого кто?», «Какой мальчик говорит?», «Колобок» и другие.
4. Игры на развитие высоты голоса : «Высоко-низко», «Три медведя» и другие.
5. Игры на формирование представлений о ритмическом ударении: «Задай вопрос», «О чём спросили?», «Хлопки».
6. Разучивание поговорок и скороговорок.
7. Игровые упражнения «Сказка наоборот», «Продолжи сказку по-своему», «Подбери рифму» и другие. (фото или видео игр с детьми)
Также немало важную роль имеют игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей: «Вежливые слова», «Игры- приветствия», «Игры-ситуации (помири детей, попроси сделать, познакомься)» и другие.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
В своей работе по сценическому движению (ритмопластике) я использую следующие игры и упражнения :
1. Пальчиковые игры (каждый день) (фото картотек или игр детей)
2. Речевые упражнения с движениями «Котёнок шалун», «Облака», «Маленькие ножки» и другие (каждый день) (фото или видео)
3. Мимические упражнения «Настроение», «Хвастливый заяц», «Зеркало» и другие.
4. Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» : «Ученые мартышки», «Вкусный арбуз», «Мы с тобой снежок слепили» и другие (фото или видео)
5. Этюды по психогимнастика: «Подарок под ёлкой», «Драка», «Воздушные шарики» и другие упражнения (фото или видео)
6. Игры-пантомимы «Лиса», «Озорной щенок», «Гордый петушок», «Пойми меня» и другие.
3 этап – самостоятельная творческая деятельность детей, где дети играют в режиссерские игры и игры- драматизации, опираясь на полученный литературный опыт и используют театрально-игровые умения и навыки.
Основная цель театрализованной деятельности : развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр, пробуждение воображения ребенка, создание условий для изобретательности и творчества.