Залия Сагитова
Театрализованные игры в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Введение
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят ребят с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).
Публикация «Театрализованные игры в детском саду» размещена в разделах
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторая тенденция в организации театрализованной игры это невмешательство взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Проблема: поиски путей активизации процесса воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста путём методики организации театральной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить педагогические условия и особенности театрализованных игр, игр-драматизаций детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс игры.
Предмет исследования – развитие навыков в игре-драматизации в дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1. Формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру;
2. Развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра.
3. Изучение особенностей проведения театрализованных игр, игр-драматизаций с детьми дошкольного возраста и условия их возникновения и организации.
4. Определение педагогических условий использования театрализованных игр.
Гипотеза исследования: процесс воспитания и всестороннего развития детей в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если на занятиях использовать: методику организации театральной деятельности на основе театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни; максимально-познавательную активность детей; комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов; целесообразную частность планирования в течение года игр-драматизаций в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.
Основная часть
1. Теоретические основы исследования
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми.
Прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.
Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная - у детей 6-7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером.
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дошкольники подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта.
2. Педагогические условия театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
Педагоги детского сада должны понимать, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех: правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.
Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
•Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра-коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.
•Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражения в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются :
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских, других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).
В процессе театрализованных игр :
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного;
- активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
3. Основные требования к организации театрализованных игр
1)Содержательность и разнообразие тематики.
2)Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3)Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
4)Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
5)Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой). Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок. Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Как это используется на практике?
В детском саду мною был проведен кружок театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в средней группе, рабочая программа которого была разработана в соответствии с ООП «МАДОУ № 40», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
На занятиях театрализации для развития у дошкольников актерского мастерства, творческих способностей были использованы игры-импровизации, игры-хороводы, игры-этюды («Удивительный мир кукол»,
«Сказки на столе», «Куклы на сцене», «Весёлые зверушки», «Вот как я умею», «Театральная разминка», «Игра в спектакль» и т. д.).
Цель использования театрализованных игр - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
Интонацией - предлагаем произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.
Позами- сначала предлагаем детям поиграть в знакомые игры типа " Море волнуется"; затем изобразить позой кого-нибудь или что-нибудь ( например: каратиста, паука, берёзку) и объяснить, почему они выбрали ту или иную позу. Полезно дать задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (Баба Яга, толстяк, дерево.) легко узнаваемым.
Жестами- начинаем с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз, мне холодно, мне больно и т. п.); следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т. п.)
Мимикой- учим детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т. п.) Собран альбом с фотографиями эмоций, выраженных мимикой.
Пантомимикой, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаем детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т. д.
В последствие на играх - занятиях задания усложняются: предлагаем разыграть сценки, включающие определённые действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника. Например: «Семейный обед в воскресный день», «Играем в футбол», «Утро» и т. п. Каждый ребёнок заранее решает, что он будет делать и как он будет это делать, используя уже известные ему образные средства.
Программа кружка была составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье»
По истечении были получены следующие результаты:
-дети получили представления о театре, театральной культуре;
- приобрели умения различать разновидности видов театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.);
- научились пользоваться некоторыми приемами и манипуляциями, применяемыми в знакомых видах театров : резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный, настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол, марионеток;
- стали понимать эмоциональные состояния героев, научились вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- разыгрывали представления, инсценировки с использованием средств выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
- научились выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.
Заключение
Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. И, конечно, методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Соединяя игру с каким-либо другим видам деятельности: например, с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями, воспитатели, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивают активность и инициативу, формируют навыки самоорганизации в игре, учат, воспитывают детей. При помощи игры можно развить все интегративные качества ребенка.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.
По итогам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы. Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
В результате работы достигнута цель исследования - теоретически обосновать и изучить педагогические условия и особенности театрализованных игр, игр-драматизаций детей младшего дошкольного возраста. Отметили, что театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни