Зурьят Тлюняева
Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Широкие возможности в ДО имеют игры- драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребенка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения. Театрализованные игры хорошо использовать в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми,в предупреждении и преодолении у ребенка у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов.
Публикация «Театрализованные игры с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и одинаковых ролях.
Наблюдения за детьми показали, что при таком подходе, даже самым робким детям легче справиться со сценическим волнением при выходе на сцену.
После того как ребёнок смог преодолеть себя и выйти на сцену, он как бы попадает под влияние большинства детей, которым весело и радостно, и заряжается их настроением.
Содержание театрализованной деятельности может быть расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею. Отдельные дети, которые в среднем дошкольном возрасте категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляют большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора роли.
Очевидно, что именно в театрализованной деятельности, у ребенка появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются разные виды кукольных театров. Действуя за сценой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителя. Вместе с тем нужно помнить, что не все виды кукольных театров могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, например, длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психофизических видов театра.
В ДО в своем кукольном театре нужно использовать пластичность и условность образов кукол.
Внешний облик куклы не меняется на протяжении всего действия: смеётся она или сердится, спешит или никуда не торопится -лицо её остаётся неизменным. Поэтому в спектаклях для дошкольников нужно отказываться от кукол с карикатурными формами; тогда дети из наблюдателей превращаются в активных участников представления. Характер куклы во сей глубине может быть выражен прежде всего через цвет одежды. Так, например, желто- золотое одеяние короля с пурпурной мантией излучает достоинство, а красно- фиолетовое платье старой мудрой женщины вызывает благоговение. Злые образы никогда не окружаются нежными светлыми тонами, для них используются приглушенные темные тона.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, добавления различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создать любой образ по своему усмотрению.
Мы предоставляем детям возможность при создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не только воспитатель, а каждый конкретный ребенок. Очевидно, что при таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом. В будущем не каждый ребёнок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. Поэтому, осуществляя работу с детьми, мы не должны ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Нужно включать в работу такие формы, которые в первую очередь доставляли бы их общему и художественному развитию. При этом мера собственной активности ребенка может быть очень разной.
Для одних спектаклей дети могут все сделать сами: придумать содержание,определить для себя роль, на основе собственных представлений изготовить куклу или сделать себе костюм. В других спектаклях они могут выступать только в роли костюмеров и исполнителей. В третьих- быть просто зрителями. Так, например, мы считаем, что для развития дошкольников очень важно познакомить их с театром теней. Но при этом дети вначале должны выступать в роли зрителей, с чем это связано? Театр теней справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет никаких рассеивающих внимание впечатлений, а есть только движения и впечатлений, а есть только движения и форма. Именно поэтому он доступен детям и хорошо им воспринимается. Четкость силуэта не требует от детей напряжения при усвоении, поскольку отсутствует рельеф и раскраска, и внимание ребенка- зрителя не разбрасывается на множественные и разнородные признаки предмета, а может быть сосредоточена лишь на форме. Это облегчает усвоение предмета и доставляет маленьким детям удовольствие от быстрого узнавания его. Надо только, чтобы силуэты были сделаны выразительно, без мелких подробностей и живо в смысле движения. Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображение, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений. И дети, готовы к этому. Восприятие художественных произведений дошкольниками характеризуется непосредственным эмоциональным сопереживанием и содействием.
Через любимую деятельность детей-игру-в семье и в саду нужно поддерживать интерес к театрализованной деятельности. Воспитатель в ДО, учитывая их индивидуальные особенности, развивает у ребенка способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене. Родителям нужно предлагать ребенку в домашних условиях порадовать своих окружающих своими достижениями исполнив понравившуюся ему роль. Постановка в домашних условиях спектаклей дело увлекательное, интересное, но не простое. Здесь нужно воспитателю помочь родителям в подготовке спектакля на всех этапах.
Итак, театрализованные игры-один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы.
В процессе театрализованных игр расширяется и углубляется социализация детей.
Развивается психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, кинестетического.
Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая сфера.
Происходит коррекция поведения.
Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.