Яна Петрова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Большая стирка» с детьми среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Задачи руководства
• Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
• Формировать желание творчески развивать сюжет игры.
• Развить мелкую моторику за счет работы с прищепками;
• Воспитать у детей бережное отношения к вещам;
• Закреплять правила культуры общения, развивать дружеские взаимоотношения в коллективе.
II. Подготовка к игре:
1) план подготовки к игре «Большая стирка»
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Большая стирка“ с детьми среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Изготовление атрибутов: 1) Изготовление пачки порошка из кирпичиков конструктора LEGO-DUPLO. Наклеить на конструкцию этикетку от стирального порошка;
2) Изготовить коробочку для мыла из цветного картона;
3) Изготовление стиральной машины из гига блоков конструктора LEGO. Вся конструкция предполагается из белых гига блоков, а кнопки из синих;
4) Изготовление сушилки для белья (используем детские стульчики и веревку для белья, прищепки);
Обогащение впечатлений: 1) Читаем рассказ А. Кардашовой: «Большая стирка»;
2) Беседы с детьми : «Как я дома помогаю маме»;
3) Рассматривание сюжетных картинок : «Кто, кем работает?», «Чем мы занимаемся дома?»
4) Экскурсия на прачечную детского сада;
6) Наблюдение за трудом дома мамы, бабушки, сестры и т. д.
Обучение игровым действиям: 1) показ игрового действия, как мы подготавливаем стиральную машинку к стирке : складываем грязную одежду, засыпаем порошок, включаем стиральную машину.
2) дидактическая игра: «Большая стирка»;
3) беседа с детьми : «что мы делаем с бельем, когда оно постиралось»;
4) игровая ситуация: «Постираем белье без стиральной машины».
2)
Сюжеты : Семья (место где располагается само действие);
Роли: Мама, Папа, Сын, Дочка, Бабушка.
Атрибуты: Фартук, косынка, корзина для покупок, деньги, тазик для белья,
сушилка для белья, прищепки, мыло, тазик, утюг, гладильная доска.
Игровые действия:
Мама:
1. Подготовка к стирке : покупает все необходимое для стирки в магазине, консультируется по поводу выбора порошка и мыла для стирки;
2. После возвращения домой начинает подготовку к стирке :
наливает воду, растворяем порошок в тазике или засыпаем порошок в стиральную машину; замачивает, закладывает в стиральную машину грязное белье.
Папа:
1. Вынимает постиранное белье из машины;
2. Складывает в тазик и развешивает белье на сушилке в прачечной;
Сын:
1. Подает белье отцу.
2. Закрепляет белье на веревке при помощи прищепок.
3. Аккуратно складывает высохшее белье.
Дочка:
1. Стирает платочки, носочки в тазике при помощи мыла.
Бабушка:
1. Гладит белье;
2. Складывает поглаженное белье на стол для белья.
Речевые обороты:
Мама:
- Я собираюсь в магазин за покупками: у меня закончился стиральный порошок и мыло.
- Я сегодня собираюсь постирать.
- Кто будет мне в этом помогать?
Папа:
- Наша мама очень сильно устает. Я с удовольствием ей помогу!
-Я буду развешивать постиранное белье на сушилке, а ты мой сынок будешь мне помогать!
Сын:
- Я очень люблю помогать маме!
- Мне очень нравиться делать совместную работу с моим папой!
-Я помогу папе повесить и снять белье, когда оно высохнет.
Дочь:
- Я буду помогать маме и постираю носочки, платочек для нашей куклы Кати в тазике.
Бабушка:
- Наше белье высохло…
-Я поглажу белье…
-Разложу я белье аккуратно на стол для белья.
Сопутствующие сюжеты : Магазин пром. товаров.
Роли: продавец.
Атрибуты: Прилавок выполненный из гига блоков конструктора LEGO.
Костюм продавца, кассовый аппарат, счеты, товар (порошок, мыло, бумажные деньги, корзина для покупок.
Игровые действия:
Продает предметы бытовой химии (осуществляет консультацию, выполняет расчет за товар.
Речевые обороты:
- Что вы хотите купить?
- Я бы вам посоветовала приобрести этот товар…
- Спасибо за покупку, приходите к нам еще.
III. Ход игры.
Воспитатель обращает свое внимание на куклу Катю, которая пришла с прогулки грязная.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, на нашу любимую куколку. Что-то она сидит печальная. Я догадываюсь, что у нее случилось. Мы так часто играем с нашей куколкой - берем ее с собой на прогулки, что со временем белое, любимое платье Катеньки стало серым и грязным. Предлагаю помочь нашей куколке и отстирать ее платье, носочки и платочек, а также у нас накопилось много грязных тряпочек в уголке: «Хозяюшка».
- Давайте отнесем нашу куколку спать - она очень устала после прогулки, а мы с вами в это время совершим хороший поступок и поможем нашей куколке стать вновь красивой и опрятной. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Большая стирка».
Оговаривается план-сюжет игры : испачкались вещи любимой куклы, ей требуется наша помощь. Роли распределяет воспитатель самостоятельно, по своему усмотрению. Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему будет необходимо для его роли. Затем дети сами создают свое игровое пространство (магазин пром. товаров, ванная, гладильная и т. д.). Далее разворачивается сюжет игры, в который дети играют самостоятельно.
Педагог наблюдает за сюжетно-ролевой игрой : отслеживает тематику игры, следит за развитием сюжета игры, оценивает, как дети используют игровую среду, игровой материал, какие действия они производят. Одним из главных показателей качества игры для педагога является понять- умеют ли дети вступать во взаимоотношения друг с другом, как и какими способами они решают возникающие конфликты в игре или не решают их совсем. С какими проблемами и затруднениями сталкиваются дети на протяжении всего сюжета игры.
Если педагог наблюдает «затухание» в игре, или затруднение в развитии сюжета, то на данном этапе педагог очень аккуратно может включиться в процесс игры. Для этого он может использовать следующие приемы:
• Введение новых игровых ситуаций ( например: сломалась стиральная машина и нужно вызвать мастера по ремонту стиральных машин);
• Внесение дополнительных атрибутов (это будет способствовать развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий). ( например: дочка нечаянно опрокинула тазик с водой, когда стирала носочки и теперь нужно протереть мокрый пол).
• Формирование взаимоотношений в игре - здесь педагог отмечает, что важно на протяжении всей игры оставаться приветливыми, вежливыми, дружными. Он активно поощряет похвалой вежливые обращения детей друг к другу, делает акцент, когда дети стремятся помочь друг другу, когда они умеют договариваться между собой.
IV. Окончание игры :
Кукла Катя благодарит (словами воспитателя) за помощь оказанную ей (одежда ее вновь стала чистая, высушенная, отглаженная).
Кукла Катя:
- Спасибо большое, вам за то, что вы постирали мое любимое платье, носочки, платочек. Теперь моя одежда стала чистая.
- Я обещаю вам бережно относиться к своим вещам, и беречь ваш труд. Я очень ценю вашу помощь и приготовила для каждого из вас угощение (конфеты). Вам это угощение раздаст после ужина ваш воспитатель.
V. Оценка игры :
После окончания игры воспитатель проводит беседу с детьми :
Воспитатель:
- Что вам понравилось больше всего в игре : «Большая стирка»?
- Что вызвало у вас затруднение в игре?
Далее воспитатель говорит о каждой роли в отдельности. Отмечая, что удалось в игре и на что следует обратить внимание.
Воспитатель
- Ребята, мы обязательно вернемся к этой игре и проиграем ее еще раз. В следующий раз я обязательно выберу новых участников для игры, из тех деток, которые не смогли принять участие в этот раз. Так что играйте, фантазируйте, придумывайте новых персонажей для своей игры : «Большая стирка». А сейчас хочу пригласить вас к столу - нас ожидает ужин и угощения, приготовленные нашей куклой Катей.