Капустина Марина
Театрализованная игра как средство развития воображения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей, является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов ДОУ.
Социально-экономические преобразования в обществе показывают необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка.
Вопрос о развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Творческое воображение - достаточно сложный психологический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л. С. Выготский, В. П. Глухов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. М. Мастюкова, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Изучением театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых: А. Е. Антипина, Л. В. Артемова, Н. А. Ветлугина, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, А. П. Стрелкова и др.
Многими авторами, такие как, Г. В. Ануфриева, Д. В. Менджерицка, Н. Ф. Сорокина и др. рассмотрена проблема театрализованной игры детей дошкольного возраста, они утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры.
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной игры детей в дошкольном возрасте, влияние театрализованной игры на развитие творческого воображения, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Театрализованная игра как самостоятельная игровая деятельность, к сожалению, нечасто встречается в практике воспитателей. Они читают детям сказки, разыгрывают театр, но самостоятельный характер театрализованная игра при этом не принимает. А именно в самостоятельной игре успешнее всего развивается творческое воображение детей.
Проблема исследования: При каких педагогических условиях театрализованные игры в старшем дошкольном возрасте будут развивать творческое воображение детей?
Объект исследования: процесс развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
Предмет исследования: организация театрализованной игры как средства развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Теоретическое обоснование и подбор практических материалов для развития творческого воображения старших дошкольников средствами театрализованных игр.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть возможности театрализованных игр, их классификации и особенности руководства в старшем дошкольном возрасте.
3. Подобрать диагностические методики по определению уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать опыт работы практикующих воспитателей по организации театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, подбор диагностических методик, анализ опыта практикующих воспитателей.