Лидия Филиппова
Театрализованная деятельность в помощь воспитателю группы раннего возраста, в адаптационный период. Виды театров
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями. Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию.
Публикация «Театрализованная деятельность в помощь воспитателю группы раннего возраста, в адаптационный период, Виды театров» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весё лыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
В разнообразии средств воздействия на формирование личности ребенка дошкольного возраста важное место занимает театр. Это особый вид искусства, органично сочетающий в себе художественное слово, драматическое действие, поэтику, живопись, и литературу. Он помогает ребенку глубже познать себя, внутренний мир, побуждает его к самосовершенствованию, вызывая эстетические чувства и эмоции в ходе театрализованного действа.
Создавая условия для развития ребёнка у него непременно откроются способности, заложенные в нем природой. Театрализованная деятельность видит свою задачу в том, чтобы выявить эти первые способности и на этом фоне создать условия полноценного становления личности.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и неотъемлемой частью гармоничного, всестороннего развития. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включать его в игру. Этим взрослый помогает освоить речь персонажей, развивает словарный запас. приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, побуждает его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления человека.
Сегодня я расскажу и покажу вам виды театров применяемые нами для развития творческих способностей детей раннего возраста.
Начнём с пальчикового театра (демонстрация персонажей).
Это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть.
В пальчиковых театрализованных играх принимают участие все дети группы. Свою работу в этом направлении строим следующим образом. Сначала знакомим детей с фигурками животных, разыгрывая с ними небольшие сценки, небольшие стихотворения и потешки. Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие, произведения А. Барто («Зайка», имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). Постепенно начинаем знакомить детей со сказками. Например, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" дети сначала знакомятся со сказкой. Непосредственно во время разыгрывания пальчикового театра дети вспоминают героев сказки, ход событий в ней, старательно отвечают на поставленные вопросы по содержанию, разучивают движения кукол. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять- опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, пением, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит, как кричит Маша: «Ау, ау, ау», дедушка вытянул репку и удивился: «У-у-у», как удивился дед «У-у-у», «У-у-у». Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, как лает собачка «Ав, ав, ав» и т. д. Важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Потом уже сами в свободное время от деятельности дети играют, без помощи воспитателя.
Следующий вид театра, на шпажках (демонстрация персонажей)
Цель: Развитие творческой активности детей, Развитие устойчивого интереса к театрализованной деятельности; Обогащение словаря детей, Способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Задачи: Развитие мелкой моторики руки и координации движений; обогащение словаря ребенка, развитие звуковой культуры речи, развитие способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Игры с палочковым театром способствуют развитию у ребенка памяти, связной речи, воображения. А также театр обладает психотерапевтическим воздействием на ребенка помогая ему справиться со своими переживаниями и страхами. Но самое важное и интересное начинается, когда малыш просто играет и может даже начать сочинять свою собственную сказку. В этот момент можно заметить на сколько ребенок становится открытым, раскрепощенным, ведь для вас это всего лишь фантазия ребенка. А для него это жизнь, малыш переживает и воспринимает чувства персонажа как свои собственные. Не пожалейте времени и сделайте вместе с ребенком свой собственный домашний театр.
Театр Би-ба-бо - кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и с лева - это руки (демонстрация). Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.
Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе с малышами.
Театр масок (демонстрация)
Дети очень любят надевать маски, имитировать характерные движения животных. И надо сказать, что для неуверенных в себе детей, театр в детском саду очень полезен. Они получают возможность выразить себя, раскрыться.
Платковый театр (демонстрация)
Главная идея – это воспитание при помощи кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Важно также и то, что платковая кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого есть проблемы (это трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи платковой куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя защищённым. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание не ребёнку, а кукле, тем самым воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
Платковые куклы – яркие и зрелищные сослужат настоящим украшением любой театральной постановки, музыкального занятия, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы – это наглядный, доступный метод. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками.
Мы решили включить кукол в жизнь детей, сделать участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение словарного запаса ребенка.
ИТОГ
Благодаря использованию театрализованной деятельности в процессе развития и воспитания дошкольников ясельной группы :
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, рече-двигательного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, интонационная сторона речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. Происходит коррекция поведения.
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей ясельной группы, да и дошкольников в целом - неоспоримо. В результате целенаправленного использования театрализованной деятельности дошкольники приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развитие мышления, памяти, воображения. Речь детей становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. Можно твердо сказать, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Спасибо за внимание.
До новых встреч.