Шляндина Маргарита
Театрализованная деятельность в коррекционной практике учителя-логопеда
Высокий уровень познавательно-речевой активности является одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР.
Низкая познавательно-речевая активность у детей с ОНР обусловлена недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико – фонематического, лексического, грамматического компонентов) недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Публикация «Театрализованная деятельность в коррекционной практике учителя-логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, сочетающаяся с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Наличие у детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти и др.) создаёт дополнительные затруднения в восприятии учебного материала.
Кроме того, у значительного количества дошкольников отмечается повышенная тревожность, наличие различных страхов, избирательность в общении. Дети избегают сложных видов деятельности, предпочитают репродуктивные задания (повторение, проговаривание, пересказ). 80% воспитанников с ОНР слабо мотивированны на исправление своих речевых дефектов и занимаются под влиянием родителей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в
его активной речи.
Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Для успешности и эффективности коррекционной работы необходимо формирование познавательно-речевой активности детей.
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы позволяет определить в качестве оптимального средства обучения – театрализованную деятельность.
Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,
побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком.
Нарушения речевого развития детей, ОНР, рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка,
реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие
проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.
Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Театрализованная деятельность в коррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого
искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:
катарсистическая (освобождение от негативных состояний)
регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения)
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли).
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Есть много разновидностей театрализованных игр. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, в других действуют, как режиссеры – разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскими фигурками.
Игра-драматизация ставит перед ребенком немало важных задач. Дети должны при небольшой помощи со стороны взрослого организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться,
осуществлять подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
Принципы коррекционной работы с детьми с ОНР, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии. Кроме того следует выделить некоторые специфические принципы:
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности,
активности ребенка.
2. Принцип творческой направленности педагогического процесса.
3. Принцип свободы и самостоятельности деятельности.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
театрализованной с другими видами деятельности (речевой,
художественной, музыкальной);
театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и
ребенка;
специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное
усвоение ребенком знаний, умений и навыков и использование их для
решения творческих задач.
Очень важен в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Содержание театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления,
внимания, памяти);
– речи (монолог, диалог)
– творческих способностей.
Этапы театрализованной деятельности : Первый этап: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
Второй этап: вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
Третий этап: переход к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
Четвертый этап: можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры можно разделить на общеразвивающие и специальные.
Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников.
Специальные игры развивают воображение и фантазию.
К специальным играм относятся:
• упражнения и этюды;
• ритмопластика;
• речевые игры и упражнения;
• спектакли.
Упражнения и этюды. Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. Темы для таких маленьких этюдов близки и понятны детям (ссора, обида, встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, разговор по телефону и др.). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя и сформулировать его речевую характеристику.
Ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников.
У детей с ОНР наблюдается перенапряжение, зажим всех или отдельных групп мышц или расслабленность, развязность движений. Поэтому, наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела,
лежа на полу.
Значительное время отводится работе над выразительностью жестов, поз и мимики.
Речевые игры и упражнения. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
В зависимости от поставленной цели задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту
звучания.
В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Работа над спектаклем. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.
При работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.
Кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
Театрально-игровая деятельность включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков (по мере их постановки в речи);
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения, этюды под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- игры и упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
- театральная деятельность : театральные (творческие) игры, кукольный (настольный) театр, игры драматизации.
Место театрализованных игр в коррекционном процессе обучения.
Игры – драматизации организуются на занятиях по развитию связной речи (как итоговое занятие по теме); инсценировки, кукольный театр используются как часть занятия по развитию связной речи.
Игры – представления (спектакли) показываются на вечерах развлечений, на праздниках для родителей и детей других групп детского сада (например, воспитанники подготовительной группы с ОНР готовят и показывают кукольный театр для детей младшей группы)
Подготовка к играм – драматизациям, инсценировкам, играм – представлениям (спектаклям) ведётся во вторую половину дня воспитателем, учителем – логопедом на индивидуальных занятиях и музыкальным руководителем.
Разучивается текст произведений, выполняются упражнения по ритмопластике, разыгрываются этюды, организуются речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы,
виды и средства общения, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседника, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции общего недоразвития речи детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
В процессе использования театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Формируется исследовательский интерес, стремление задавать вопросы. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию. Появляется внимание к речи собеседника и умение ориентироваться на его реакции.
15
Библиография:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Вакуленко Ю. А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». – Волгоград, 2007.
3. Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М., 1985
4. Глухов В. П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением речи. – М., 1987
5. Глухов В. П. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Афтореф. канд. дис. – М., 1987
6. Донорова Т. Н. «Играем в театр». – М., 2005
7. Миронова С. А. «Развитие речи детей на логопедических занятиях». – М., 1998.
8. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», - «Логопед», № 4, 2007
9. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников
мотивации к логопедическим занятиям», - «Логопед», № 4, 2005
10. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», - «Логопед», № 5, 2007
11. «Театрализованные игры в помощь логопеду», - «Логопед», № 5, 2005
Информационно-образовательные ресурсы:
12. https://www.logoped.ru
13. https://www.logolife.ru
14. https://nsportal.ru
15. https://knowledge.allbest.ru