Алена махаева
Театрализованная деятельность в детском саду
Значение театрализованной деятельности для развития речи.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день — это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Публикация «Театрализованная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, исполняемая роль - особенно диалог с другими персонажами, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественного воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами душа просит сказки — чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходи-мость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп. Воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысенька», «Лошадка» А. Барто, «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
Дети учатся произносить звукоподражательные слова сразличной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са — вот летит оса, с разной силой голоса, тихо-громче-громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно,
испуганно. Ша-ша-ша-наша каша хороша и т. д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем — продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр»). Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота» и др.). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница-осень, мини-сценка «Еж-чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай чей голосок», «Веселые превращения»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»). Продолжается развитие монологической и диалогической речи, постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», «Двенадцать месяцев», в кукольном театре «Петушок-голосистое горлышко»).
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально-эмоционального развития
ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального когнитивного (познавательного) развития;
насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными
вербальными средствами выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов
и родителей);
Сказка служит для детей первым уроком нравственности, морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но и является средством формирования общих игровых навыков, речи. Личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сцену. Речь их
становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышает самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее к друг другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.