Оксана Ермилова
Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство
воспитания творческой личности.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В наши дни проблема развития творческих способностей детей, в том числе и дошкольников, очень актуальна. Важнейшей целью любого педагога дошкольного учреждения является формирование детей как личностей ищущих, неравнодушных, которые были бы способны к преобразующей деятельности. И на этом пути педагог, стремясь вырастить творческую личность, уже в дошкольном возрасте часто решает такие детские проблемы, как зажатость, неуверенность в себе, закомплексованность, скованность. Без этой работы ни о каких творческих личностях не может быть речи.
В свою очередь целью всего процесса музыкального воспитания дошкольников является также формирование творческой личности ребёнка. Свои творческие способности дошкольники могут проявить в различных видах музыкальной деятельности. Но наиболее ярко это проявление можно наблюдать в музыкально-театральной деятельности. Ведь именно эта деятельность для дошкольников наиболее интересна и доступна. В основе театрального искусств лежит игра, потребность в которой у дошкольников особенно велика. И потому театральное искусство детям близко и понятно. Творческий процесс, который связан с игрой, увлечёт даже самых маленьких дошкольников. К тому же, именно театральная деятельность особенно активно воздействует на воображение ребёнка, воздействуя на него и словом, и действием, и изобразительным искусством. Благодаря этому легко удерживается внимание детей, легко достигается их заинтересованность, и в результате повышается их умственная активность. И здесь задача педагога направить всесильную детскую фантазию в творческое русло. Ведь дети, как маленькие «волшебники». Они с удовольствием готовы менять воображаемый мир, воплощая все свои мечты и «хотения», для того чтобы потом действовать и жить в этом вымышленном мире. И потому работа над подготовкой детской инсценировки - занятие очень увлекательное, хотя и совсем не простое.
Для последовательного и постепенного развития детских творческих проявлений для каждого дошкольного возраста существуют свои рекомендации. В 3-4 года у детей должны сформироваться самые простые образно-выразительные умения, в том числе умение имитировать характерные движения животных. В возрасте 4-5 лет детей можно учит использовать более сложные художественно-образные средства, такие как различные интонации, мимика, пантомима. В возрасте 5-6 лет эта работа продолжается, усовершенствуя исполнительские умения детей. И уже в возрасте 7 лет
следует дать детям возможность развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа. Всегда же стоит помнить основные задачи театрализованной деятельности, которые состоят не только в том, чтобы изобразить героев и показать те или иные эмоции, но что более важно - дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Изучая проблему развития творческих способностей Н. А. Ветлугина определила следующие этапы развития детского творчества :
- первый этап, где задача детей активно подражать способам действий;
- второй этап – формирование у детей способов действий, которые стимулируются лишь косвенно; создаются простейшие примеры творчества, в знакомый материал вносятся изменения и вариации;
- на третьем этапе действия детей должны быть самостоятельными, не имея образца.
После изучения рекомендации других специалистов в этом виде деятельности, я для себя определила несколько правил, которые являются основными при работе с дошкольниками в театрализованной деятельности :
1) дать детям возможность пробовать себя в разных ролях,
2) не допускать одним детям вмешиваться в действие других;
3) не допускать переутомления детей. Если соблюдать эти основные рекомендации, то дети всегда с желанием и радостью будут участвовать в репетициях, ожидая их с нетерпением.
Уже на стадии отбора материала для детского спектакля необходимо учитывать возможности детей, их умения и знания. В то же время выбранная инсценировка должна расширить творческие возможности детей, способствовать пробуждению детского интереса к обогащению новыми знаниями, обогатить их жизненный опыт. Знакомство детей с сюжетом инсценировки должно пройти в максимально эмоциональной атмосфере, что позволит педагогу заинтересовать и подготовить детей к творчеству. Конечно, ничто, как сказки, со своим широкими и яркими, многозначительными образами, могут заинтересовать детей. Этот жанр наиболее близок им. Именно мир сказки, наполненный чудесами и приключениями, тайнами и превращениями, не только сможет наиболее сильно увлечь детей, но и пробудит в них чувство справедливости, стремление борьбы со злом, желание делать добро, умение сострадать и понимать других людей.
Выбирая сюжетный и музыкальный материал, очень важно использование ярких и выразительных произведений, рекомендованных программой, либо рассчитанные на детский возраст. Восприятие ребёнка ещё свободно от сложившихся и принятых обществом стереотипов мышления, вкусов, но при этом очень чутко отличает всё подлинное и прекрасное. Потому, прививать детям интерес и любовь к музыке и театрализованному искусству, важно, воспитывая их на мировых шедеврах в истории искусства, Произведения таких великих композиторов, как Э. Григ, П. Чайковский, Д. Кабалевский, С. Прокофьев и др. расширяют представления детей о музыке других народов и времён.
Вся работа над инсценировкой может быть поделена на следующие этапы:
1. Подбор сюжета и знакомство его с детьми;
2. Дробление сюжета по эпизодам, разучивание их с детьми;
3. Работа над отдельными частями, используя импровизированный текст;
4. Разучивание вокальных номеров, танцев; работа над поиском музыкально-пластических решений различных эпизодов;
5. Отработка самого текста инсценировки; здесь же работаем над выразительностью речи и естественностью поведения в условиях сцены;
6. Репетиции отдельных мизансцен, используя уже реквизит, детали декорации и музыкальное оформление;
7. Прогон всей пьесы, используя реквизит, элементы костюмов и декорации. Распределение ответственных за смену реквизита и декораций;
8. Премьера спектакля и последующее обсуждение с детьми. 9. Оформление альбома или стенда с фотографиями.
Все репетиции театральной постановки должны выстраиваться по различным сценариям в зависимости от настроения детей и их психического состояния, также в зависимости от погодных условий и времени занятий. Ведь театральная игра требует активного участия ребёнка, и поэтому новая информация должна быть преподнесена через проблемные ситуации, требующие активного совместного поиска взрослого и детей.
Театральное искусство – искусство коллектива, и его успех зависит от ответственности и внимания каждого исполнителя. Во время премьеры, в праздничной атмосфере суеты и волнения, дети могут прочувствовать и понять, что такое коллективность театрального искусства. Сразу после выступления дети слишком возбуждены, что мешает проведению полноценного обсуждения спектакля. Чтобы выяснить, как дети могут оценить выступление, насколько они способны критически относиться к собственной игре, лучше провести беседу на следующий день. Задача педагога направить беседу, чтобы его вопросы помогли детям увидеть свои недостатки и промахи, отметить наиболее интересные и удачные моменты.
Известная педагог П. Б. Ермолаева, изучая проблему формирования творческих способностей у детей даё т следующие рекомендации:
1) изменить внутренний настрой по отношению к ребёнку (в каждом видеть потенциальные творческие способности);
2) формирование достаточно высокой самооценки;
3) внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;
4) воспитание педагогом своей креативности.
Основной принцип работы в театрализованном виде деятельности с детьми связан с уважением к личности ребёнка, индивидуальным подходом к каждому, с верой в возможности и способности каждого ребёнка. Воспитывать в детях уверенность в своих силах и самостоятельность в этом виде деятельности можно через постоянные поощрения всех удачных решений творческих задач. Педагог всегда должен отметить наиболее удачные находки каждого из участников детской постановки.
И обязательно следует помнить основное правило в любой работе, связанной с детским творчеством – его ценность заключается в самом процессе, а не в продукте творчества, его конечном результате. Для нас должен быть важным процесс, в котором дети творят и создают, упражняясь в творческом воображении и его воплощении, а не то, что в конечном итоге будет создано.
В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
В своей работе не забывайте основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Список используемой литературы:
1. Фольклор – музыка – театр : Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие. ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
2. Методика и организация театр. деятельности дошкольников и младших школьников: Чурилова Э. Г. Программа и репертуар. –М. : Гуманитарное издание. ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).
3. «Театр всевозможного». Буренина А. И. Вып. 1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. 2002. –114 с.