Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности

Оксана Ермилова
Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность как средство

воспитания творческой личности.

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Темочки:

В наши дни проблема развития творческих способностей детей, в том числе и дошкольников, очень актуальна. Важнейшей целью любого педагога дошкольного учреждения является формирование детей как личностей ищущих, неравнодушных, которые были бы способны к преобразующей деятельности. И на этом пути педагог, стремясь вырастить творческую личность, уже в дошкольном возрасте часто решает такие детские проблемы, как зажатость, неуверенность в себе, закомплексованность, скованность. Без этой работы ни о каких творческих личностях не может быть речи.

В свою очередь целью всего процесса музыкального воспитания дошкольников является также формирование творческой личности ребёнка. Свои творческие способности дошкольники могут проявить в различных видах музыкальной деятельности. Но наиболее ярко это проявление можно наблюдать в музыкально-театральной деятельности. Ведь именно эта деятельность для дошкольников наиболее интересна и доступна. В основе театрального искусств лежит игра, потребность в которой у дошкольников особенно велика. И потому театральное искусство детям близко и понятно. Творческий процесс, который связан с игрой, увлечёт даже самых маленьких дошкольников. К тому же, именно театральная деятельность особенно активно воздействует на воображение ребёнка, воздействуя на него и словом, и действием, и изобразительным искусством. Благодаря этому легко удерживается внимание детей, легко достигается их заинтересованность, и в результате повышается их умственная активность. И здесь задача педагога направить всесильную детскую фантазию в творческое русло. Ведь дети, как маленькие «волшебники». Они с удовольствием готовы менять воображаемый мир, воплощая все свои мечты и «хотения», для того чтобы потом действовать и жить в этом вымышленном мире. И потому работа над подготовкой детской инсценировки - занятие очень увлекательное, хотя и совсем не простое.

Для последовательного и постепенного развития детских творческих проявлений для каждого дошкольного возраста существуют свои рекомендации. В 3-4 года у детей должны сформироваться самые простые образно-выразительные умения, в том числе умение имитировать характерные движения животных. В возрасте 4-5 лет детей можно учит использовать более сложные художественно-образные средства, такие как различные интонации, мимика, пантомима. В возрасте 5-6 лет эта работа продолжается, усовершенствуя исполнительские умения детей. И уже в возрасте 7 лет

следует дать детям возможность развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа. Всегда же стоит помнить основные задачи театрализованной деятельности, которые состоят не только в том, чтобы изобразить героев и показать те или иные эмоции, но что более важно - дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Изучая проблему развития творческих способностей Н. А. Ветлугина определила следующие этапы развития детского творчества :

- первый этап, где задача детей активно подражать способам действий;

- второй этап – формирование у детей способов действий, которые стимулируются лишь косвенно; создаются простейшие примеры творчества, в знакомый материал вносятся изменения и вариации;

- на третьем этапе действия детей должны быть самостоятельными, не имея образца.

После изучения рекомендации других специалистов в этом виде деятельности, я для себя определила несколько правил, которые являются основными при работе с дошкольниками в театрализованной деятельности :

1) дать детям возможность пробовать себя в разных ролях,

2) не допускать одним детям вмешиваться в действие других;

3) не допускать переутомления детей. Если соблюдать эти основные рекомендации, то дети всегда с желанием и радостью будут участвовать в репетициях, ожидая их с нетерпением.

Уже на стадии отбора материала для детского спектакля необходимо учитывать возможности детей, их умения и знания. В то же время выбранная инсценировка должна расширить творческие возможности детей, способствовать пробуждению детского интереса к обогащению новыми знаниями, обогатить их жизненный опыт. Знакомство детей с сюжетом инсценировки должно пройти в максимально эмоциональной атмосфере, что позволит педагогу заинтересовать и подготовить детей к творчеству. Конечно, ничто, как сказки, со своим широкими и яркими, многозначительными образами, могут заинтересовать детей. Этот жанр наиболее близок им. Именно мир сказки, наполненный чудесами и приключениями, тайнами и превращениями, не только сможет наиболее сильно увлечь детей, но и пробудит в них чувство справедливости, стремление борьбы со злом, желание делать добро, умение сострадать и понимать других людей.

Выбирая сюжетный и музыкальный материал, очень важно использование ярких и выразительных произведений, рекомендованных программой, либо рассчитанные на детский возраст. Восприятие ребёнка ещё свободно от сложившихся и принятых обществом стереотипов мышления, вкусов, но при этом очень чутко отличает всё подлинное и прекрасное. Потому, прививать детям интерес и любовь к музыке и театрализованному искусству, важно, воспитывая их на мировых шедеврах в истории искусства, Произведения таких великих композиторов, как Э. Григ, П. Чайковский, Д. Кабалевский, С. Прокофьев и др. расширяют представления детей о музыке других народов и времён.

Вся работа над инсценировкой может быть поделена на следующие этапы:

1. Подбор сюжета и знакомство его с детьми;

2. Дробление сюжета по эпизодам, разучивание их с детьми;

3. Работа над отдельными частями, используя импровизированный текст;

4. Разучивание вокальных номеров, танцев; работа над поиском музыкально-пластических решений различных эпизодов;

5. Отработка самого текста инсценировки; здесь же работаем над выразительностью речи и естественностью поведения в условиях сцены;

6. Репетиции отдельных мизансцен, используя уже реквизит, детали декорации и музыкальное оформление;

7. Прогон всей пьесы, используя реквизит, элементы костюмов и декорации. Распределение ответственных за смену реквизита и декораций;

8. Премьера спектакля и последующее обсуждение с детьми. 9. Оформление альбома или стенда с фотографиями.

Все репетиции театральной постановки должны выстраиваться по различным сценариям в зависимости от настроения детей и их психического состояния, также в зависимости от погодных условий и времени занятий. Ведь театральная игра требует активного участия ребёнка, и поэтому новая информация должна быть преподнесена через проблемные ситуации, требующие активного совместного поиска взрослого и детей.

Театральное искусство – искусство коллектива, и его успех зависит от ответственности и внимания каждого исполнителя. Во время премьеры, в праздничной атмосфере суеты и волнения, дети могут прочувствовать и понять, что такое коллективность театрального искусства. Сразу после выступления дети слишком возбуждены, что мешает проведению полноценного обсуждения спектакля. Чтобы выяснить, как дети могут оценить выступление, насколько они способны критически относиться к собственной игре, лучше провести беседу на следующий день. Задача педагога направить беседу, чтобы его вопросы помогли детям увидеть свои недостатки и промахи, отметить наиболее интересные и удачные моменты.

Известная педагог П. Б. Ермолаева, изучая проблему формирования творческих способностей у детей даё т следующие рекомендации:

1) изменить внутренний настрой по отношению к ребёнку (в каждом видеть потенциальные творческие способности);

2) формирование достаточно высокой самооценки;

3) внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

4) воспитание педагогом своей креативности.

Основной принцип работы в театрализованном виде деятельности с детьми связан с уважением к личности ребёнка, индивидуальным подходом к каждому, с верой в возможности и способности каждого ребёнка. Воспитывать в детях уверенность в своих силах и самостоятельность в этом виде деятельности можно через постоянные поощрения всех удачных решений творческих задач. Педагог всегда должен отметить наиболее удачные находки каждого из участников детской постановки.

И обязательно следует помнить основное правило в любой работе, связанной с детским творчеством – его ценность заключается в самом процессе, а не в продукте творчества, его конечном результате. Для нас должен быть важным процесс, в котором дети творят и создают, упражняясь в творческом воображении и его воплощении, а не то, что в конечном итоге будет создано.

В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Список используемой литературы:

1. Фольклор – музыка – театр : Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие. ВЛАДОС, 1999. – 216 с.

2. Методика и организация театр. деятельности дошкольников и младших школьников: Чурилова Э. Г. Программа и репертуар. –М. : Гуманитарное издание. ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).

3. «Театр всевозможного». Буренина А. И. Вып. 1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. 2002. –114 с.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности
Опубликовано: 8 января 2022 в 12:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ермилова (УИ 1415612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД