Светлана Владимировна Лахина
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей в младшей группе.
В. А. Сухомлинский писал, что театрализованная деятельность представляет собой источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Во время театрализованной деятельности ребёнок сопереживает персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основным периодом развития речи детей является дошкольный возраст, а как нам известно ведущим видом деятельности данного периода является игра. Поэтому именно театрализованная деятельность служит эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее широко проявляется принцип обучения – «учить играя».
Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин отмечают, что театрализованная деятельность близка к сюжетной игре и к игре с правилами. И. Г. Вечканова указывает на то, что театрализованная деятельность задана художественным произведением или заранее оговоренным сюжетом реальности. Подмечает, что роль требует от ребёнка большого подчинения сюжету, но также не исключает и творчества [3].
Театрализованная деятельность хорошо развивает память, фантазию ребёнка, художественно-образное восприятие, воображение. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые раскрываются по ходу сюжета. Отсюда следует, что начинать приобщение детей к миру игры и театра необходимо с раннего возраста.
Применение театрализованной деятельности в детском саду даёт очень широкие воспитательные возможности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через различные образы, краски, звуки, а правильно сформулированные для детей вопросы заставят их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Конечно же с умственным развитием связано и совершенствование речи. Во время театрализованной деятельности активизируется словарь ребёнка, совершенствуется его звуковая культура речи и интонационный строй. Исполнение роли, произношение реплик ставят ребёнка перед необходимостью чётко, ясно и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, а также грамматический строй [2].
Организация театрализованной деятельности в детском саду может протекать во всех режимных моментах таких, как занятия детей, совместная деятельность с родителями в свободное время, а также осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных кружков и секций; продукты театрализованной деятельности могут вноситься в сценарии праздников [1].
Развитие связной речи детей в младшей группе с помощью театрализованной деятельности выражается в ряде театральных приёмов, а именно:
Знакомство детей с литературными произведениями, этюдами.
Выполнение речевых упражнений для передачи различных чувств.
Работа над интонационной выразительностью.
Использование в работе различных театральных кукол для иллюстрации к произведениям.
Инсценировка художественных произведений: стихов, рассказов, сказок.
Особо интересным и увлекательным жанром фольклора для детей является сказка, которая отличается большой живописью. В сказке много сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмических повторов, которые помогают детям запомнить сказку и обогатить их словарный запас.
Театрализованные игры для детей младшего дошкольного возраста могут быть представлены в виде:
А) Имитация (Это подражание отдельных действий человека, животных и птиц, а также имитация основных эмоций человека).
Б) Импровизация (Может быть выражена под музыку, например, «Хоровод вокруг ёлки»; бессловесная импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель; импровизация коротких сказок, стихов, которые рассказывает воспитатель).
В) Ролевой диалог героев (Например, сказка «Три медведя»).
Г) Инсценировка отдельных фрагментов сказок о животных (Например, «Теремок»).
Все театрализованные игры направлены на воспитание у детей звуковой культуры речи (развитие артикуляционного аппарата, дикции, на развитие связной речи, темпа речи, силы голоса, на обогащение и активизацию словаря[4].
Таким образом, театрализованная деятельность является одним из средств развития речи детей в дошкольном возрасте, поскольку именно посредством её у детей происходит формирование умения правильно строить вопросы и ответы на них, дети учатся сообщать собеседнику своё мнение, чувства, эмоции. Театрализованная деятельность формирует у дошкольников элементарные правила поведения в диалоге: выслушать собеседника, говорить по очереди и др.
Список литературы:
1. Гончарова О. В. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания / О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
2. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений / М. Д. Махнева. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
3. Никанорова И. В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников / И. В. Никанорова. // Инновационные педагогические технологии — Казань : Бук, 2014. — С. 110-112.
4. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.