Елена Башушкова
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психологического и физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Работая с детьми ОВЗ надо стремиться научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
Публикация «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Театрализованная деятельность в детском саду, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Педагоги группы не должны делить детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, будет чувствовать поддержку взрослого и других детей, испытывать радость и желание участвовать в театрализованной деятельности.
Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Для детей с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.
Первая и самая главная задача – это социальная адаптация
детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому, ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как "проба" ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
-для самовыражения и самореализации.
Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.
В своей практике педагогу необходимо использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками формирующие у детей из классов КРО коммуникативные способности:
-умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
-позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
-умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
-умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность детей с особыми возможностями здоровья недостаточностью включает в себя следующие разделы:
- кукольный театр;
-участие в общешкольных мероприятиях
Хочу отметить два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности :
- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;
- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.
Очень важен в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);
- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей :
- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);
- амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);
- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Театральная и концертная деятельность учит детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа проводилась над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает воспитанникам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
Таким образом, сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.
Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
• активизируется собственная речь
• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
• обогащается словарный запас
• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
• развивается эмоционально-волевая сфера
• корректируется поведение
• формируется самостоятельность и активность
Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. – 5-15 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : Издательство «Союз»,2001.-320с.
3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1981. -78-79с., ил.
4. Реутская Н. А. Театрализованные игры дошкольников. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. –М. : Просвещение, 1989.–286 с.
5. Ушакова Н. В. Организация театрализованной деятельности в ДОУ.
Ж-л Воспитатель ДОУ, -№ 6, 2010. – 88-89 с.