Получи документы

Тактильное восприятие. Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста (7 фото)

Анжелика Семернина
Тактильное восприятие. Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.

Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи.

Тактильное восприятие. Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста

Такие игры:

1) знакомят с новыми материалами и расширяют кругозор;

2) учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, учат управлять ими;

3) стимулируют речевое развитие;

4) развивают мелкую моторику рук;

5) несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка;

6) развивают логическое мышление;

7) учат концентрации внимания, способности сосредотачиваться;

8) развивают координацию движений, пространственное ориентирование;

9) обогащают опыт тактильных ощущений.

Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, ребенок может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.

Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.

Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.

Вашему вниманию представляю тактильную дидактическую игру, которую я сделала своими руками. Мне понадобился плотный картон, материалы и ткани с разной фактурной поверхностью, различные мелкие предметы (ракушки, пуговицы, бусины для термомозаики, трубочки от сока, бусы новогодние, веревка …., коробка, мешочек. Материалы приклеивала на клей-пистолет.

Фото №1 Тактильное восприятие это познание обследование распознавание объектов при непосредственном касании

Варианты игр

1. «Знакомство с волшебными карточками». Для начала знакомим детей с разными фактурными поверхностями. Для этого берем одну карточку, щупаем ее руками и пальчиками, обговариваем: что это за материал, какие ощущения он вызывает, где ребенок его уже встречал, какая у него поверхность (гладкая, шершавая, ребристая, грубая, мягкая, твердая или пушистая и т. д.).

Фото №2 Этот вид восприятия еще называют осязательным

2. «Пощупай и найди». Разложите несколько карточек в ряд перед ребенком. Второй набор переверните фактурной поверхностью вниз (позже для усложнения игры добавьте лишние картинки, которых нет в ряду). Ребенок берет одну карточку, щупает и кладет в ряд под той карточкой, которую он считает парной. Так же второй набор можно поместить в мешочек и ребенок начинает обследование карточек пальчиками в мешочке. На начальном этапе игры можно разрешить ощупывать и карточки в ряду.

Фото №3 Его суть заключается в отражении характеристик особенностей поверхности и структуры того к чему прикасаются

3. «Запоминай-ка». Разложите несколько карточек в ряд, пусть ребенок запомнит их расположение. Переверните эти карточки фактурной поверхностью вниз. Задача ребенка разложить второй набор карточек точно в таком же расположении.

Фото №4 Тактильные игры это игры направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи

4. «Найди лишнюю». Кладем в мешочек три карточки (две из которых одинаковые). Задача ребенка: определить на ощупь лишнюю карточку и описать ее. Дополнительно можно попросить ребенка найти в коробке пару для этой лишней карточки, не доставая ее из мешочка.

Фото №5 Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов

5. «На ощупь». Кладем в мешочек несколько карточек с разной фактурной поверхностью. Предлагаем ребенку на ощупь найти карточку по описанию: найди с мягкой и пушистой поверхностью, волнистой, колючей и т. д. Или прямо говорим: найди карточку, на которой есть пуговицы, веревочка, мех.

Фото №6 Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук

Сделайте такую дидактическую игру и играйте с удовольствием!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тактильное восприятие. Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 августа 2024 в 15:17
+213Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тактильное восприятие. Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Семернина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД