Анжелика Семернина
Тактильное восприятие. Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи.
Такие игры:
1) знакомят с новыми материалами и расширяют кругозор;
Публикация «Тактильное восприятие, Дидактическая игра для развития осязания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2024
2) учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, учат управлять ими;
3) стимулируют речевое развитие;
4) развивают мелкую моторику рук;
5) несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
6) развивают логическое мышление;
7) учат концентрации внимания, способности сосредотачиваться;
8) развивают координацию движений, пространственное ориентирование;
9) обогащают опыт тактильных ощущений.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, ребенок может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Вашему вниманию представляю тактильную дидактическую игру, которую я сделала своими руками. Мне понадобился плотный картон, материалы и ткани с разной фактурной поверхностью, различные мелкие предметы (ракушки, пуговицы, бусины для термомозаики, трубочки от сока, бусы новогодние, веревка …., коробка, мешочек. Материалы приклеивала на клей-пистолет.
Варианты игр
1. «Знакомство с волшебными карточками». Для начала знакомим детей с разными фактурными поверхностями. Для этого берем одну карточку, щупаем ее руками и пальчиками, обговариваем: что это за материал, какие ощущения он вызывает, где ребенок его уже встречал, какая у него поверхность (гладкая, шершавая, ребристая, грубая, мягкая, твердая или пушистая и т. д.).
2. «Пощупай и найди». Разложите несколько карточек в ряд перед ребенком. Второй набор переверните фактурной поверхностью вниз (позже для усложнения игры добавьте лишние картинки, которых нет в ряду). Ребенок берет одну карточку, щупает и кладет в ряд под той карточкой, которую он считает парной. Так же второй набор можно поместить в мешочек и ребенок начинает обследование карточек пальчиками в мешочке. На начальном этапе игры можно разрешить ощупывать и карточки в ряду.
3. «Запоминай-ка». Разложите несколько карточек в ряд, пусть ребенок запомнит их расположение. Переверните эти карточки фактурной поверхностью вниз. Задача ребенка разложить второй набор карточек точно в таком же расположении.
4. «Найди лишнюю». Кладем в мешочек три карточки (две из которых одинаковые). Задача ребенка: определить на ощупь лишнюю карточку и описать ее. Дополнительно можно попросить ребенка найти в коробке пару для этой лишней карточки, не доставая ее из мешочка.
5. «На ощупь». Кладем в мешочек несколько карточек с разной фактурной поверхностью. Предлагаем ребенку на ощупь найти карточку по описанию: найди с мягкой и пушистой поверхностью, волнистой, колючей и т. д. Или прямо говорим: найди карточку, на которой есть пуговицы, веревочка, мех.
Сделайте такую дидактическую игру и играйте с удовольствием!