Надежда Фомина
Проект для детей старшей группы «Тайны синего моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы.
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
Проблема:
Темочки:
Из проведенных бесед с детьми следует, что они очень мало знают о флоре и фауне морей и океанов. Какие бывают обитатели морей, какая у них среда обитания? Летом, отдыхая на море или реке, у ребят нет возможности увидеть жителей водоемов и красоту подводного мира. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Тайны синего моря».
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее педагогами, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов. С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды, и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Тайны синего моря».
Цель проекта :
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Тайны синего моря».
Задачи проекта :
-для детей : активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о разнообразии подводного мира; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
-для педагогов: обеспечить благоприятные условия для развития у детей
творческих способностей, собрать информацию о морских обитателях, переработать полученные знания через продуктивную деятельность, учить охранять окружающую среду, сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе, дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
-для родителей: способствовать поддержанию интереса к использованию во время семейного досуга нетрадиционной художественной техники.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- В морях и океанах живут рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминог.
- В морях и океанах соленая вода.
- Море бывает грязным. - Как выглядят и чем питаются морские обитатели?
- Как они передвигаются?
- Как они прячутся?
- Что ещё есть под водой?
- Как можно посмотреть, что есть на морском дне глубоко-глубоко?
- почему море называют «Чёрное»? - Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо», «Осьминожки».
- Нужно поехать на море и сфотографировать, а потом рассказать.
- Прочитать книги о морях и океанах.
-Посмотреть в энциклопедии.
-Пусть мама или папа посмотрят в интернете.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Определение уровня знаний детей.
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Перспективное планирование проекта.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап -основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников.
III этап – заключительный
Оформление результата проекта в виде выставки поделок и рисунков.
Выступление на педагогическом совете.
Проведение итогового мероприятия: «Погружение на морское дно».
Оформление макета «На дне морском».
Реализация проекта строится на следующих принципах:
- Тематическом - распределение материала по темам.
- Концентричности – дублирование тем в каждом виде деятельности с постепенным усложнением (путем наращивания представлений детей о морях и океанах).
- Цикличности.
- Связь с темами образовательного процесса.
- Достоверности.
- Наглядности.
- Включение детского творчества.
- Выход на дидактическую, подвижную игру.
- Сотрудничества и сотворчества.
- Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Выход на материально выраженный результат.
Ожидаемые результаты по проекту :
-для детей : владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»; иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида; составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
-для педагогов: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
-для родителей: установление положительных отношений между родителями и педагогами, побуждать к установлению взаимопонимания между родителями и детьми во время творческой совместной работы, развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам.
Форма итогового мероприятия проекта : игра-путешествие.
Название итогового мероприятия проекта : «Погружение на морское дно».
Продукты проекта :
-для детей выставка поделок, рисунков, аппликаций.
-для педагогов представление на педагогическом совете презентации, оформление консультации для родителей, методические разработки по теме «Тайны синего моря».
- для родителей выставка детских рисунков и поделок из природного материала «Море и морские тайны», фотоальбом «Как мы отдыхали на море», альбом «Волшебство подводного мира», макет морского дна.
Формы взаимодействия с семьей:
- Помощь в изготовлении макета морского дна.
- Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.
- Поиск материала в интернете
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
Формы взаимодействия с семьей
- Помощь в изготовлении макета морского дна.
- Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.
- Помощь в оформлении группового фотоальбома «Как мы отдыхали на море».
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Направление развития Мероприятия
Познавательное НОД «Морские обитатели».
Беседа «Вода в жизни человека и животных».
Опыты «Как рыбы дышат под водой»,
«Свойства воды».
Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и фауне подводного мира.
Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г. Косов «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет?», Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море»; Марк Сузино «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».
Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Социально - коммуникативное Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Развивающая игра «Подводный мир».
Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире,
о профессии водолаза
Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».
Художественно – эстетическое Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».
Рисование восковыми мелками.
Аппликация «На дне морском».
Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».
Пластилинография «Необыкновенные рыбки».
Роспись камней «Необыкновенные рыбки».
Оригами «Морские рыбки», «Корабль».
Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».
Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».
Речевое развитие Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.
Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок.
Загадывание загадок.
Физическое развитие Малоподвижные игры «Найди море, реку, океан», «Кто больше?», «Назови одним словом».
Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки».
Пальчиковая гимнастика «Чайка».
Физкультминутка «Краб».
Итог.
Родители и дети обогатили свои знания о морских обитателях, появился интерес и желание бережно относиться к природе и её богатству.
Расширился кругозор детей, их знания пополнились пониманием взаимосвязей в морских глубинах.
У детей развились речевые и творческие возможности.
Проект способствовал развитию коммуникативных навыков детей, расширению их представлений об окружающем мире, формированию двигательных навыков.
Дети научились передавать свои чувства от общений с природой в творческой деятельности.
Пополнили развивающую предметно-пространственную среду методическим, дидактическим и литературным материалом.
У детей появился большой интерес к морскому миру и его обитателям, сформировалось бережное отношение к родной природе.
Дети приобрели элементарные знания о Черном море и его обитателях.
Список использованной литературы:
1. Г. Косов «Азбука подводного мира»
2. С. Сахарнов «Кто в море живет?»
3. Г. Х. Андерсен «Русалочка»
4. Детская энциклопедия «Мир моря» под ред. В. Бологовой, И. Шадриной. – М. : Махагон,2012- 128с.
5. Е. А. Алексеева. Кит и другие морские животные- М. : Росмэн,2012- 32 с.
6. Атлас морей и океанов под ред. С. Жабинской – Харьков. : Клуб семейного досуга, 2012 – 80 с.
7. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий» : МОЗАИКАСИНТЕЗ; Москва; 2010
8. Е. Ульянова «Экологические сказки», «Энциклопедия для малышей в сказках. Продолжение. «Издательство: Феникс-Премьер, 2017 г.
9. Детская энциклопедия «Мир моря» под ред. В. Бологовой, И. Шадриной. – М. : Махагон,2012- 128с.
10. Интернет – ресурсы.