Татьяна Парий
Урок в начальной школе «Тайны развития растения»
▼ Скачать +Заказ
Тайны развития растений
Цель урока : расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений.
Задачи урока :
Личностные:
1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Метапредметные:
1. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Публикация «Урок в начальной школе „Тайны развития растения“» размещена в разделах
2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Формирование уважительного отношения к природе России, родному краю.
Предметные:
1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Расширение знаний детей о жизни растений.
3. Развитие наблюдательности детей.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- карточка «Размножение и развитие растений»
- учебники и тетради;
- «Сигналы» психологического комфорта на уроке.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня наш урок пройдет под девизом : (На доске)
Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет - стремление всё знать!
- Сегодня к нам на урок пришёл гость (выходит Хомяк)
- Ребята, вы узнали этого гостя? (Ответ детей)
-Молодцы, это хомяк.
2. Самоопределение к деятельности.
(Включить видеоряд о жизни хомяков)
1-ученик. Хомяк относится к семейству грызунов. Длина тела бывает от 5 до 34 см. Окраска густого меха на спине от серой до тёмно-коричневой; на животе - чёрная, белая или серая. Иногда вдоль спины проходит чёрная полоса. Хомяки имеют плохое зрение; они близоруки. Являются более сумеречными, чем ночными животными и, в дикой природе, остаются под землей в течение дня, чтобы не быть пойманными хищниками. Физически они имеют крепкое тело с отличительными чертами, которые включают удлинённые щёчные мешочки, простирающиеся до их плеч, которые они используют для переноса пищи в свои норы, а также короткий хвост и покрытые мехом ноги.
Некоторые виды неплохо плавают, набирая в защёчные мешки воздух. Живут одиночно, роют сложные норы. В настоящую зимнюю спячку не впадают, но могут впадать в продолжительное оцепенение. Питаются растительной и животной пищей, преимущественно семенами. Многие виды делают запасы корма, иногда до 90 килограммов.
2- ученик.
- С наступлением осени полевой хомяк употребляет больше растительной пищи. В это время у животного начинается сезон заготовок. Основу питания полевого хомяка составляют кукуруза, горох, зёрна пшеницы, гречихи, овса, картофель и морковь, запасы, которые он складывает в кладовые. Ими животное питается в моменты временного пробуждения от зимней спячки и ранней весной до появления молодых зелёных ростков.
Учитель: - Кто из вас запомнил, чем питается полевой хомяк?
- Внимание на доску. (Интерактивное задание в LearningApps).
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Весной в кладовой у Хомяка осталось немного горошин. Хомяк знал, что с помощью семян - растения размножаются. Чтобы заполнить свои кладовые осенью, ему нужно собрать богатый урожай. Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Размножение и развитие растений)
Тема нашего урока : Размножение и развитие растений.
4. Работа по теме урока.
Хомяк: - А растения дают быстрее всходы, когда пророщены семена.
3- ученик
Справка
Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают
в нём вяло и их трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия,
как они активизируются и семя прорастает.
3-ученик - Хомяк решил прорастить семена гороха.
Учитель: -У вас на партах лежат карточки, в которых мы будем отмечать благоприятные условия для прорастания семени.
Хомяк: - Для проведения первого опыта я взял три стакана:
• в первый стакан поместил три горошины и налил полный стакан воды.
• во второй стакан поместил три горошины и добавил воды, чтобы вода покрыла семена полностью.
• в третий стакан поместил три горошины, а воды не добавил совсем.
- Вот что у меня получилось.
Слайд 1
Через 2 дня Через 6 дней Через 9 дней
Первый стакан Изменений нет
Второй стакан Семя проклюнулось
Третий стакан Изменений нет Изменений нет Изменений нет
Учитель: - Глядя на результаты этой таблицы, ребята, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)
Вывод: для прорастания семени необходимо достаточно воды.
Учитель: - Обратимся к карточке. Подпишите ФИ.
Фамилия, имя ____
Развитие растений
Задание 1. Заполни таблицу.
Благоприятные условия:
Опыт № 1
Опыт № 2
Опыт № 3
Опыт № 4
Задание 2. Выбери вариант ответа.
Количество семян одинаковое различное
Влажность одинаковая различная
Освещенность одинаковая различная
Задание 3. Установи правильную последовательность прорастания семени гороха так : 1, 2, 3, 4, 5.
- Прочитайте 1 задание, отметьте первое благоприятное условие из опыта 1.
(Карточка на доску.)
Хомяк: - Я решил проверить, влияет ли наличие света на прорастание семени. Взял 2 стакана и в каждый положил на влажную салфетку по 3 горошины.
• первый стакан поставил на подоконник,
• второй в шкаф, в тёмное место.
Хомяк: - Вскоре семена проросли. Вот результат (показывает стаканчики). В стаканчике, который стоял на подоконнике семена проросли быстрее. Сравним условия, в которые были помещены семена. (Ответы детей.)
Учитель: -Ребята, возьмите карточки и отметьте условия (учитель проговаривает вместе с детьми).
(Таблица в карточке)
- Глядя на результаты этой таблицы, назовите следующее благоприятное условие.
Вывод: для прорастания семени необходимо достаточно света. (Карточка на доску.)
- Отметьте второе благоприятное условие из опыта 2.
Хомяк: -Я захотел выяснить, как влияет температура на скорость прорастания семени.
Учитель: -Ребята, как вы думаете, какой опыт можно провести? (Один стакан поместить в холодное место, другой в теплое место).
Хомяк: - Я решил проверить, как влияет температура на прорастание семян.
- Для этого я взял 2 стакана и в каждый поместил по 3 горошины.
• 1 стакан поместил на подоконник
• второй стакан поставил около батареи
- Вот что у меня получилось. Слайд 3
Учитель: - Ребята, назовите следующее благоприятное условие.
Вывод: для прорастания семени необходимо тепло. (Результат заносят в карточку).
(Карточка на доску.)
- Отметьте благоприятное условие из опыта 3.
Хомяк: - Я решил проверить опытным путём, как влияет глубина посева на прорастание семян.
- Я наполнил три стакана почвой и поставил в светлое тё плое место:
• в первый стакан поместил пророщенную горошину на поверхность земли
• во второй стакан поместил горошину на глубину 2-3 см
• в третий стакан поместил горошину на дно
- Вот что у меня получилось.
Учитель: - Ребята, назовите следующее благоприятное условие.
Вывод: садить надо на определённую глубину. (Результат заносят в карточку).
(Карточка на доску.)
- Отметьте благоприятное условие из опыта 4.
Самостоятельная работа по карточке.
Учитель: - Ребята, сейчас выполните самостоятельную работу по карточке.
Задание 3. Установи правильную последовательность прорастания семени гороха так : 1, 2, 3, 4, 5.
Карточку вы сдадите, каждый из вас получит отметку.
Учитель: - Подведем итог нашего занятия.
- Ребята, исходя из полученных знаний на нашем уроке, сможет ли хомяк получить богатый урожай? Что для этого требуется? (Ответы детей)
- Перечислите благоприятные условия для развития растения. (Ответы детей).
- Ребята, что мы можем сделать с пророщенными семенами? (Ответы детей.)
5. Рефлексия.
- Что нового и полезного узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?