Валентина Дмитриева
Песочная терапия
▼ Скачать +Заказ
Песочная терапия
Как показывает жизненный опыт и практика применения игры с песком и водой – это мощный ресурс для обучения, они способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания.
Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах
Песочная терапия помогает развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др., развитию зрительного восприятия, сенсорной сферы, творческого воображения, помогает создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, повышать мотивацию ребенка к занятиям, интенсивно и гармонично развивать познавательные процессы, а также способствует развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Вот уже несколько лет, у меня в кабинете есть всё необходимое для песочной страны (ёмкость для песка, лейки, пульверизаторы, очищенный от посторонних примесей песок, коллекция мелких предметов, формочек, игрушек, отображающих обитателей пустыни: черепах, ящериц, змей, верблюдов; а также лягушек, пещерных людей, гномов, животных, птиц, деревьев, растений, транспорт, домики, природный материал, камешки и т. п.).
Тайну песочной страны я исследую с детьми старшей логопедической группы, но предполагаемые задания усложняю или упрощаю в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия провожу то с подгруппой детей, то индивидуально.
Песочная страна помогает освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия (звери, насекомые, транспорт, рептилии).
Первые занятия были как знакомство детей с волшебной страной, которая находится очень далеко среди песков. Я снимала крышку с песочной ёмкости и рассказывала детям о песочной пустыне. Пока в песочной пустыне есть только песок. Мы радовались этому материалу, прикладывая свои ладошки к песку и делая отпечатки ладошек. Узнавали, что песок сыпучий, мягкий, сухой или влажный, лепится. Потом мы закапывали ладошки в песке и отыскивали пальчики друг друга. В играх с песком мы отгадывали, с чьими пальчиками мы встретились, закрепляли названия пальчиков. Потом я спрашивала детей о жителях пустыни.
- Как вы думаете, кто может жить в пустыне? (верблюды, черепахи, ящерицы, змеи, скорпионы, жуки).
Когда дети затруднялись ответить, я читала им детскую энциклопедию или художественную литературу о жителях пустыни.
Потом мы вместе с детьми находили нужные фигурки в другой ёмкости и помещали в песок.
Я рассказывала детям, что животные, которые передвигаются по пустыне, оставляют следы. В играх дети закрывали глаза, я делала отпечатки, а они догадывались, чей след.
На последующих занятиях я показывала отпечатки не только животных, но и транспорта. Обращала внимание на то, что машина с большими колёсами может преодолевать пески.
Далее я знакомила детей с растительным миром пустыни.
- Как вы думаете, что может расти в пустыне? (кактусы, карликовые деревья). Если дети затруднялись, я также читала им художественную литературу.
Мы вместе с детьми помещали кактусы и деревья в песочницу. От меня дети узнавали, почему многим растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах – барханах.
Песок рыхлый, сыпучий, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или открыть его корни палящему солнцу. В таких трудных условиях выживают только самые выносливые растения. А когда в пустыне поднимаются песчаные бури, то песок может засыпать всё.
В это время я прятала жителей пустыни, растения в песке и предлагала детям их отыскивать с помощью «инструментов» - кисточек.
Дети откапывали части игрушек и отгадывали, кого в этом месте засыпал песок.
На последующих занятиях сообщала детям, что в пустыне пошел дождик (с помощью пульверизатора смачивали песок). Он тоже оставил свои следы.
Потом преображали пустыню, искали воду, раскапывая песок, добирались до дна песочницы.
Дети делали в песке русла рек и создавали бурлящий поток из лейки, направляли воду в созданные русла и следили за тем, что происходит. Куда же исчезла вода? (она просочилась в песок).
Затем дети перемешивали песок и делали норки из мокрого песка, высокие горы или пещеры. Пустыня преображалась. Сажали деревья, цветы. В пещеры помещали пещерных людей, гномов, зверей, прокладывали дороги и потом играли вместе.
Очень часто дети самостоятельно определяют содержание и характер работы с песком и водой. Игра с этими материалами отражает то, что дети узнали на занятиях, увидели по телевизору, услышали от взрослых. В таких случаях я стараюсь быть готовой к тому, чтобы поддержать интерес и инициативу детей.