Светлана Дьяконова
Семинар-практикум «Коммуникативно — речевая культура педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Остановимся на терминологии относящейся к данной теме.
Слайд №2.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникация- это общение, передача информации от человека к человеку, это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их трудовой деятельности.
Коммуникабельность-это способность к общению.
Общение- взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией.
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения
Речь- один из видов коммуникативной деятельности человека.
Слайд №3.
Общительность –это ведущее профессиональное качество педагога.
Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.
Существуют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь.
К невербальным средствам общения относятся:
Жест;
Мимика;
Взгляд.
Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет : каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им;
прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Принимая детей младшей группы, мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрая улыбка, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации к детскому саду.
Слайд №3.
Педагогический такт это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.
Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовь: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.
Профессиональный такт проявляется:
• Во внешнем облике педагога;
• В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;
• В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
• В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
• В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• В самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.
Слайд №5.
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.
Слайд №6.
Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.
Слайд №7
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Культура речи- владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Слайд №8.
Компоненты профессиональной речи педагога.
• Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
голос педагога должен быть достаточно вынослив.
• Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.
Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
• Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка.
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. В своей речи воспитатель использует интонационных средств выразительности: логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Педагоги- люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся родители, коллеги, воспитанники.
В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое.
Чтобы стать современным профессионалом-педагогом, важно научиться понимать душу ребёнка. Его потребности, угадывать его желания, проникаться его психоэмоциональным состоянием. Умение понимать другого зависит от умения понимать самого себя, осознавать своё «Я», принимать самого себя, от способности к самоосмыслению, способности отдаваться чужому бытию как важнейшему условию понимания других: своих воспитанников, их родителей, коллег.
Поэтому одно из ведущих направлений педагога детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающего на владение родным литературным языком.
Слайд№9.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Остановимся на распространённых ошибках в речи воспитателей.
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Часто употребляемые слова – паразиты:
«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем».
Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Чо – что (што, ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить - класть, бежи – беги, позвонит -позвонит, рожки – рожки.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».
Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.
Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:
дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик, видик, комп.
5. Нелитературное произношение слов
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
ляжь – ляг,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)
Слайд №10.
• Игры – тренинг
1.«Ударение»
• Задание: списать слова, расставить ударение.
• Каталог, красивее, ждала, свекла, сироты, цемент, позвонишь, оптовый
• Щавель, осуждённый, звонишь, алфавит, шарфы, занята, квартал, согнутый
• Каталог, квартал, бармен, цепочка, кухонный, гербы, согнутый, жалюзи
• Многие слова не проверяются, их просто нужно запомнить.
2.«Я кушаю»
• Верно ли данное высказывание? Обоснуйте свой ответ.
• Часто можно слышать: «Я кушаю». При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем».
3. Упражнения на интонационную выразительность
«Произнести фразы»
(весело, ласково, гневно)
«Подойди ко мне»
«Закрой дверь»
«Сядь на место».
4. Объясни фразеологизмы:
Витать в облаках – фантазировать
Не зги не видно – очень далеко
После дождичка в четверг – никогда
Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться
Волк в овечьей шкуре – злой, прикидывающийся добрым
Слайд №11.
Высказывание выдающихся людей.
Заключение.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.
Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям и взрослым подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Уважаемые педагоги, хочу пожелать Вам, чем выразительнее, ярче и богаче будет ваша речь, тем выше станут оцениваться ваши способности и таланты. К вашим словам, владея такой речью, охотнее будут прислушиваться окружающие. Они с большой вероятностью ответят взаимностью на ваши вопросы и предложения.
А, нашу встречу хочется завершить высказыванием выдающегося советского педагога-новатора, писателя – Василия Александровича Сухомлинского.
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь.
В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».
Важно помнить: доброе слово очень ценно, поэтому действовать надо уверенно, с любовью и искренним желанием добра окружающим!