Малкова Елена
Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника.
Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка трудно переоценить. Исполняя ту или иную роль в игре, дошкольник учится говорить и договариваться, следовать правилам и принимать свои первые самостоятельные решения, переосмысливает все вокруг, формирует собственное мнение о происходящих событиях, отношение к сверстникам и взрослым. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в жизни современного дошкольника» размещена в разделах
На раннем этапе ребенок учится подражать действиям взрослых (мама кормит ребенка, ребенок кормит куклу). Со временем ребенок осознает, что цепочка действий несколько сложнее, и он начинает воспроизводить ее (сначала приготовить, потом покормить). Знания маленького человека о мире ежедневно расширяются. Все увиденное ребенок начинает воспроизводить в игре. С возрастом в игре начинают преобладать сложные многоплановые сюжеты. Дошкольнику уже недостаточно манипуляций с игрушками, ему необходим полноценный партнер, способный брать на себя ту ли иную роль. Найти себе такого партнера дома для ребенка проблематично: родители много работают, братьев и сестер нет, или они значительно отличаются по возрасту. Детский сад может и должен стать тем местом, где ребенок сможет примерять на себя различные социальные роли.
Игры детей в дошкольных образовательных учреждениях напрямую зависят от их возрастных особенностей. Так дети младшего возраста охотно играют в бытовые игры, где им нужно подражать различным трудовым действиям взрослых. Обычно это игры в семью, врача, водителя и т. д. Такие игры имеют достаточно простой сюжет. Действия, как правило, однообразны и часто повторяются. Роли не всегда обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна. В этом возрасте стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
На этом этапе дети только учатся самостоятельно выбирать себе роль, выполняют небольшую цепочку последовательных действий. Ребенку младшего дошкольного возраста требуется помощь взрослого как в придумывании сюжета, так и в выстраивании цепочки действий. Иногда возникает необходимость показать, как следует выполнять те или иные трудовые действия.
Дети среднего возраста способны не только самостоятельно придумать сюжет и выполнить последовательную цепочку действий, но и отразить в игре отношения взрослых. Они учатся договариваться, командовать и подчинятся, уступать друг другу. Сюжеты становятся сложнее и разнообразнее. На этом этапе взрослый помогает детям разнообразить сюжеты игр. Воспитатель может и сам стать участником игры, взяв на себя наиболее сложную роль, показав при этом, как еще можно играть. Впоследствии дети сами с удовольствием будут выбирать эту роль, пользуясь полученным опытом.
В старшей и подготовительной группах сюжетно-ролевые игры достигают своего максимального развития. Дети могут играть в одну и ту же игру достаточно продолжительное время. В играх отражаются не только бытовые и трудовые ситуации, но и общественные, и экономические. Именно в этом возрасте дети начинают задумываться над вопросом: кем я хочу стать, когда вырасту? В играх начинают отражаться не только те ситуации, которые дети непосредственно видели, но и те, о которых они узнали из телевидения, рассказов взрослых и т. д. На этом этапе взрослый должен максимально разнообразить игру, подсказывая детям сюжеты, рассказывая им о существующих профессиях. Хорошим подспорьем в организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста могут стать очные или виртуальные экскурсии.
Современные реалии, с которыми предстоит встретиться маленькому человеку, сильно отличаются от тех, которые были, например, всего 20-30-лет назад. Общество предъявляет к подрастающему поколению все новые и новые требования. Наряду с ранней профориентацией, которая иногда начинается раньше, чем малыш сядет за школьную парту, существует запрос на человека, способного легко адаптироваться в современном быстроменяющемся мире. В наши дни уже сложно найти того, кто отработал всю свою жизнь на одном месте, имеет лишь одну запись в трудовой книжке. Люди часто меняют не только место работы, но и профессию. Учитывая это, проигрывание дошкольником максимально возможного количества социальных ролей становится просто жизненно необходимым.
Утрата популярности, а иногда и полное исчезновение некоторых профессий, появление новых родов деятельности, расширение социальных контактов людей не могут не сказаться на детских играх. Так, наряду с такими хорошо всем известными играми, как «Больница», «Аптека» и «Магазин», появляются игры «Турагентство», «Банк», «Агентство недвижимости» и другие. Некоторые игры становятся редкими, а то и вовсе бесследно исчезают. Другие сюжетно-ролевые игры претерпевают значительные изменения. Так на смену обычной игры «Парикмахерская» приходит более современная и, вместе с тем, сложнее организованная «Салон красоты». От игры «Больница» отделилась и стала самодостаточной игра «Стоматолог». Производители современных детских товаров предлагают широкий спектр игровых наборов, включающих в себя атрибуты различных профессий. Однако иногда такие наборы являются лишь помехой для хорошей интересной игры, так как они ограничивают ребенка, лишая его возможности придумать самому необходимые элементы. Так, играя в повара с набором «фабрика мороженого», ребенок невольно становится «заложником» игрушки, он готовит различные виды мороженого и ничего больше. В таких случаях непосредственной задачей взрослого становится создание игровой ситуации, вынуждающей дошкольника выйти за предложенные создателями игрушки границы. Можно не просто производить мороженое, но и продавать его, можно развозить мороженое по магазинам, а можно расширить ассортимент и производить не только мороженое, но и другие продукты питания.
В игре ребенок проявляет себя, он не только примеряет на себя различные социальные роли, но и прорабатывает сложные или не понятные для себя ситуации. С помощью игры ребенок стремится справиться со своими проблемами. Иногда дошкольнику трудно рассказать взрослому о своих страхах и обидах, но наблюдательный взрослый непременно увидит это в игре. И здесь важно помочь ребенку правильно проиграть ситуацию, сделать ее понятной. Посредством игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
Для успешной социализации маленького человека необходимо, чтобы сотрудники дошкольного образовательного учреждения и его родители двигались в одном направлении, были верными союзниками в вопросах воспитания. Без взаимодействия с семьей работа воспитателя получается неполноценной. Поэтому, безусловно, важной является просветительская работа с родителями. Многие родители думают, что игра – это что-то неважное. Они наполняют жизнь малыша всевозможными развивающими занятиями, забывая о том, что главная деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Еще одна проблема заключается в том, что зачастую родители не столько не хотят, сколько не умеют играть. Поэтому необходимо ненавязчиво объяснить родителям, какую важную роль в жизни ребенка играют сюжетно-ролевые игры. Необходимо проводить консультации, на которых родители смогут ознакомиться с основными, подходящими по возрасту их ребенку играми. Картотеки игр можно размещать и в раздевалках, где родители ежедневно проводят некоторое количество времени, ожидая, пока малыш поест или соберет игрушки.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры по-прежнему занимают важное место в жизни современного ребенка. Посредством игры дошкольник знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире, познает себя и окружающих. Активно играющий в детстве ребенок вырастет самостоятельным инициативным взрослым.
Статья была опубликована в журнале и на сайте "Проблемы науки". 2020 год.
Малкова Е. В. является автором данной статьи.