МААМ-картинки

Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте

Вера Александровна Полякова
Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно - ролевая игра "Поликлиника"

в старшем дошкольном возрасте.

"Все мы родом из детства" (Антуан де Сент - Экзюпери)

"Что мы знаем о детстве?".

Прежде всего, хочется узнать, а что взрослые знают о детстве?

В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека (3,9). Но именно за этим простым с образовательной точки зрения пониманием детства, по мнению современных исследователей А. Г. Гогоберидзе В. А. Деркунской, Т. И. Бабаевой, М. В. Крулехт, О. В. Солнцевой, А. М. Вербенец и др., скрывается неопознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: "Мы не знаем детей, хуже того, - знаем по предрассудкам (2,203) и еще: "Мы детей не знаем. Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой - уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой - хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом "неутомимым" или "хронически усталым"(2,204).

Публикация «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Нам наиболее близка концепция В. В. Зеньковского в понимании детства, его роли и задач.

Разделяя взгляды К. Гросса, В. В. Зеньковский утверждает, что ". мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии (1,32)".

Таким образом, указанная выше авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос; - ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования (3,15).

В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно - ролевым (творческим) играм уделяется немного времени, содержание таких игр не соответствует потребностям (возможностям) современного дошкольника. И это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка (т. к. ребенок - дошкольник не удовлетворяет уровень своих потребностей в игре).

Возможность творческого освоения действительности, достижения в ней высоких результатов базируется на становлении позиции субъекта.

Проблема освоения ребенком позиции субъекта сюжетной творческой игры до недавнего времени была практически не исследована. Впервые о ней заговорила Солнцева О. В. в своих исследованиях. Она рассматривает сюжетную игру как деятельность, основанную на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы их построения.

Очень интересная педагогическая технология разработана Солнцевой О. В. по обучению сюжетно - ролевым играм (4). Рассмотрим подробнее:

1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера).

2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника".

3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").

Опираясь на данную технологию, мы разработали свой вариант организации сюжетно - ролевой игры в старшей группе ДОУ.

Сюжетно - ролевая игра "Поликлиника"

Задачи:

1 этап:

Познакомить детей с понятиями: "поликлиника", "врач", "пациент", "кабинет", "инструменты", здоровый образ жизни.

Выяснить отличия "поликлиники" от "больницы".

Познакомить с правилами поведения в поликлинике, вежливыми формами обращения к персоналу поликлиники и пациентам.

Развивать умение распределять роли между участниками игры.

Способствовать развитию сюжета игры совместно со взрослым - воспитателем.

Для активизации игрового опыта, фантазии детей, использовалось игровое упражнение "Письмо в другой детский сад", рассказывающее об играх детей.

2 этап:

Развить игровой опыт взаимодействия у детей по ходу игры.

Включать детей в решение проблемных ситуаций по ходу разворачивания сюжета игры.

Воспитывать партнерские, дружеские взаимоотношения между участниками игры.

3 этап: "Поликлиника для всех"

Расширять опыт взаимодействия и сотрудничества за счет привлечения в игру детей из других групп, взрослых - воспитателей, родителей.

Развивать самостоятельность.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Воспитывать бережное, внимательное отношение к детям младшего возраста.

Развивать умения разворачивать в игре профессиональные действия и реализовывать знания о профессиях.

Сюжетно - ролевая игра "Поликлиника"

Воспитатель заранее предлагает детям подготовиться и поиграть в игру "Поликлиника", посмотреть короткий фильм или презентацию "как играют дети в другом детском саду". Дети одевают халаты врачей.

Предварительное обсуждение темы игры :

Воспитатель предлагает детям обсудить несколько вопросов перед началом игры :

Как вы считаете, что такое "Поликлиника"?

Зачем нужна "Поликлиника"?

В поликлинику надо ходить только, когда болеешь?

А здоровые дети и взрослые зачем пойдут в поликлинику?

Вы готовы поиграть в игру поликлиника?

Для этого наша группа должна превратиться в "поликлинику". Чего же нам здесь не хватает? ( выслушиваем и дополняем ответы детей: нужно определить место для кабинетов врачей, регистратуры, внести все необходимые инструменты врачам.

Распределение игровых ролей

Воспитатель: Ребята, давайте распределим роли. Нам требуются в поликлинике следующие врачи: педиатр, окулист, ЛОР, зубной врач, хирург. Также нам нужны медицинские сестры, фармацевт для работы в аптеке, регистратор для работы в регистратуре.

Воспитатель: Кто будет сегодня выполнять роль педиатра? - вести прием детей, давать рекомендации по здоровому питанию, режиму дня, прогулкам на свежем воздухе.

Воспитатель: Следующая роль - окулист. Он будет внимательно осматривать глаза, подбирать очки при необходимости, давать советы по охране и сбережению зрения. Так же, сумеет объяснить, что необходимо делать детям и взрослым для того, чтобы глаза не уставали и не болели, а зрение как можно дольше осталось хорошим.

Воспитатель: Следующая роль - ЛОР. Он будет выслушивать жалобы детей и взрослых о боли в ушах, давать рекомендации, выписывать при необходимости рецепты на покупку лекарств в аптеке.

Воспитатель: Следующая роль - зубной врач. В его обязанности входит - осмотр полости рта пациента, рекомендации по правильному уходу за зубами, лечение больных зубов, при необходимости - выписывание рецептов на лекарства в аптеке (например, обезболивающие).

Воспитатель: Следующая роль - хирург. Он принимает детей и взрослых, с которыми произошли несчастные случаи (например, упал и повредил ногу). Хирургу очень важно уметь быстро и правильно оказать помощь пациенту: наложить гипс, перебинтовать руку/ногу и др.

Воспитатель: Следующая роль - процедурные медсестры. В их обязанности входит: прием пациентов по талончикам и выпискам врачей, забор крови, уколы, массажи.

Воспитатель: Следующая роль - регистратор. Он встречает пациентов в поликлинике самый первый, отвечает на все вопросы, выдает/заводит амбулаторные карточки.

Воспитатель: А еще у нас будет фармацевт. В его обязанности входит продажа лекарств по рецептам врачей, получение денег и при необходимости расчет сдачи.

Воспитатель: Всем досталась роль? Тогда переодеваемся и начинаем игру.

Регистратура

Атрибуты: шкаф для хранения амбулаторных карточек, амбулаторные карточки готовые, заготовки для самостоятельного изготовления детьми амбулаторных карточек, клей, геометрические фигуры разных цветов для новых карточек, деньги для сдачи, бахилы, печать, телефон.

Виды деятельности:

общаются с пациентами, врачами, отвечают на все вопросы.

делают заготовки амбулаторных карточек

ставят печати на выписках, рецептах врачей.

Кабинет педиатра:

Атрибуты:

фанендоскоп, измеритель давления, градусники, бланки для рецептов.

Виды деятельности:

*осмотр пациентов

* рекомендации по здоровому образу жизни

*выписка рецептов, направления на сдачу анализов, массаж при необходимости

Кабинет ЛОР врача

Атрибуты: инструменты ЛОР врача, капли в уши, ватные тампоны, шприц, баночки с лекарствами, медицинский шпатель.

Виды деятельности:

*осмотр пациентов

*рекомендации по уходу за ушами и по сбережению слуха

*выписка лекарств, рецептов.

Кабинет окулиста

Атрибуты врача окулиста, глазные капли, прибор для измерения глазного давления таблицы для определения остроты зрения, указка, маска медицинская.

Виды деятельности:

* осмотр пациентов

*рекомендации по сбережению зрения

*выписка лекарств, рецептов,

*подбор очков.

Кабинет зубного врача

Атрибуты: стоматологическое кресло, бор машина, одноразовые пеленки, уколы, щипцы, ватные тампоны.

Виды деятельности:

* осмотр пациентов

*рекомендации по правильной чистке зубов.

*консультация о вреде конфет, шоколадок для зубов.

*лечение кариеса

*выписка лекарств, рецептов.

Кабинет хирурга

Атрибуты: бинты, лангетки, вата, хирургические ножницы, лекарства, жгут, бланки рецептов, карандаши, материал для изготовления гипса, пинцеты.

Виды деятельности:

* осмотр пациентов

*рекомендации по здоровому образу жизни.

*консультация о правилах безопасности в различных ситуациях.

*наложение лангетки, твердого гипса.

*выписка лекарств, рецептов.

Аптека

Атрибуты: лекарства, деньги для сдачи, касса, бланки рецептов, перечень лекарств.

Виды деятельности:

* отпуск лекарств по рецептам врачей

*рекомендации по здоровому образу жизни.

*расчет сдачи

Литература:

1. Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург - 1995.

2. Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002.

3. Педагогика детства: Петербургская научная школа/ Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Институт Детства/ СПб 2005/ научные редакторы д. п. н. М. В. Крулехт, к. п. н., профессор Т. И. Бабаева, к. п. н. З. А. Михайлова, д. п. н. А. Г. Гогоберидзе/490с.

4. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрастеЭкологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 27 января 2021 в 22:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александровна Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД