Альбина Турганова
Сюжетно-ролевая игра «Кузнец-коваль»
▼ Скачать + Заказать документы
Турганова
Альбина Рафаеловна
воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска»
"Знакомство старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством Урала через организацию сюжетно-ролевой игры (на примере сюжетно-ролевой игры "Кузнец-коваль")"
Существует разнообразные способы знакомства детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством, например: непосредственно-образовательная деятельность, экскурсия, организация музея декоративно-прикладного искусства, в том числе и виртуального музея (современный вариант).
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Кузнец-коваль“» размещена в разделах
Но как известно именно игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Поэтому мы выбрали такую форму работы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством Урала как сюжетно-ролевая игра.
Именно в игре ребенок обогащается, преобразует свои знания в свой субъективный опыт как важный источник собственного развития. То есть именно в игре ребенок может примерить на себя какую-либо роль.
Правильная организация предметно-пространственной среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
Мы разработали сюжетно-ролевую игру "Кузнец-коваль", потому что считаем эту игру актуальной. Через неё ребёнок дошкольного возраста знакомится с традиционными уральскими промыслами.
Надо отметить, что в век фабричного, массового, штампованного производства начинает цениться именно штучный, уникальный авторский товар, которые зачастую являются произведением искусства.
Обращение к исконным корням, к своей истории. Как писал известный российский историк Василий Осипович Ключевский: "Народ, не помнящий своей истории, не имеет будущего.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога и создания предметно-пространственной среды.
Как бы ни был разнообразен набор готового игрового оборудования, всегда для игры требуется сделать что-то своими руками.
Для создания предметно-пространственной среды к игре "Кузнец-коваль" мы использовали следующие ресурсы:
- собственное творчество знания, умения и руки педагогов;
- привлекали родителей как непосредственных участников образовательных отношений;
- привлекали самих детей, которые с большим удовольствием включились в работу по созданию оборудования к игре.
Но одной только предметно-пространственной среды мало, нужно чтобы ребенок имел определенные знания и навыки, связанные с реализацией сюжета данной игры. Если играть в магазин или больницу ребенка учить практически не нужно: ребенок с рождения погружен в подобные ситуации и знает ролевое поведения «продавца-покупателя», «врача-пациента», то процесс кузнечного дела ребенку мало знаком.
Создавая предметно-пространственную среду к игре, мы попутно погружали детей в мир декоративно-прикладного творчества Уральского региона, а именно кузнечного дела через :
- непосредственно образовательную деятельность. Нами разработаны конспекты по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие» «познавательное развитие», где мы подробно знакомили детей с профессиями, связанными с кузнечным делом, знакомили с тонкостями данной профессии, показывали связь исконного кузнечного дела с современными кузнечными цехами на производстве, говорили о свойствах материалов, с которыми может работать кузнец;
- подборка и разработка дидактических игр по теме на классификацию, внимание, изучение правил безопасности, обобщение знаний по данной теме.
- подборка литературы, где кузнец является литературным героем.
Параллельно мы разрабатывали конспект сюжетно-ролевой игры "Кузнец-коваль", который является методической разработкой и включает в себя
- цели
- описание предварительной работы;
- описание предметно-пространственной среды;
- роли с описанием ролевых действий;
- сценарий самой игры
Предметно-пространственную среду мы создали, Дети получили представления о профессии, связанной с кузнечным делом, теперь можно приступать к самой игре, где ребенок может окунуться в мир профессий, связанных с кузнечным делом, попутно соприкасаясь с декоративно-прикладным творчеством уральского региона.
Согласно ролевому действию, Приемщик принимает заказ у клиента. Приемщик показывает изделия ДПТ и рассказывает о них, обращая свои знания о изделиях кузнечного промысла.
Процесс создания изделия.
Заказчик приходит к художнику, который рисует эскиз изделия. На данном этапе игры формируется:
• изобразительные навыки,
• эстетический вкус,
• творческое развитие,
• навыки общения (умение договариваться, слышать партнера)
Далее художник передает заказ кузнецу и объясняет пожелание заказчика.
Кузнец с подмастерьем кует изделие (проведение игры в самой кузнечной мастерской завораживают своей необычностью, красотой оформления предметов и костюмов кузнеца, мы пытались произвести на детей тот дух рабочей обстановки, которой они в своём опыте не знали) и готовое изделие передают в магазин.
Выкованное изделие поступает в магазин, где заказчик проверяет изделие, оплачивает товар и получает чек. Продавец предаёт покупателю упакованный заказ.
Таким образом мы через сюжетно-ролевую игру приобщаем детей к декоративно-прикладному искусству Урала и способствует реализации регионального компонента основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобр науки РФ №1155.
2. Концепция образовательного проекта «ТЕМП: масштаб – город Челябинск». – Челябинск, Комитет по делам образования города Челябинска. 2015.