наталья черных
Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Шинкарёва Н. А.
Черных Н. А.
Г. Иркутск 2015г.
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни».
Половое воспитание является одним из факторов полоролевой социализации и детский возраст является сензитивным периодом для формирования этих убеждений. В современном мире существует большая проблема в том, что человечество стало забывать роли и функции соответствующие мужскому полу и соответствующие женскому полу, их отличие друг от друга. Заметна тенденция смешения мужских и женских качеств, а в некоторых аспектах даже их замена : мужчины приобрели женские особенности, а женщины приобрели мужские особенности. Эта своего рода «эволюция» заставляет задуматься и незамедлительно принять меры для восстановления представлений о социальных ролях, присущих женскому и мужскому полу. В психолого-педагогических исследованиях (Т. А. Репиной и В. В. Абраменковой, посвященных изучению проблемы пола, отмечается терминологическая неопределенность данного феномена как в социально-психологическом, так и в педагогическом аспектах.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
По мнению В. С. Кагана, к концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью, которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения. У него формируется системная половая идентичность. (4.)
В основе полоролевой идентичности, согласно В. Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. В. Е. Каган, полагает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. В процессе игры, ребенком выполняется определенная социальная функция, дифференцированная по полу. [3, с. 35].
И. С. Кон утверждает, что проблема на сегодняшний день состоит в том, что идентифицировать себя с тем или иным полом современному ребёнку очень сложно.
От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении; а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. (3.)
Т. А. Репина полагает, что если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания. Как указывает Т. А. Репина, полоролевая социализация происходит посредством стихийного взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают на его развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, иначе говоря, при помощи полоролевого воспитания. В рамках такого воспитания учитываются половозрастные и индивидуальные особенности становления личности мальчиков и девочек, что обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности [11.].
Как отмечает Т. А. Репина, важное значение игры в полоролевом развитии дошкольников обусловлено возможностью «практиковать» в игре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей роли. Сюжетно-ролевая игра — это незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими и женскими образами, подражают модели их поведения. [10, с. 123]
Ценность сюжетно-ролевых игр во многом определяется их взаимодействием на эмоциональные сферу ребенка.
Как отмечают Т. А. Репина, И. С. Кон, В. Е. Каган, «…хотя игровая ситуация воображаемая, но чувства, которые переживает дошкольник в игре, реальные, настоящие. Мальчик, сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка-«мама» испытывает нежность к своему «ребенку-кукле», тревогу за него, когда он «болеет» [9, с. 164].
Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. [ 1.]
По мнению Д. Б. Эльконина, в играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения ; через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых". Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного “продукта”. В ней все происходит “как будто”. Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать “желаемые события”. Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития. [ 13. ]
С. Я. Рубинштейн подчеркнул, сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее,, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. (12.)
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова пишут: “Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов” .[ 7]
По мнению о. Вейнингер, девочки чаще играют в куклы, дочки-матери, мальчики больше интересуются к оружием, конструктором, машинами. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то в качестве продавцов они предлагали мальчикам купить машинки и конструктор, а девочкам — кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа «куклы для девочек, машинки для мальчиков». Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие — в такую же связь с женским [2, с. 26].
Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Овладевать сюжетосложением Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова предлагают посредством метода “ игра-придумывание”, протекающего в чисто словесном плане. В игре-придумывании взрослый ненавязчиво может стимулировать детей к комбинированию и согласованию различных сюжетных событий. При этом придумывание осуществляется без участия игровых атрибутов. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. (6.)
Как отмечает Н. А. Короткова, в самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы. Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового. Для такой работы лучше всего подходят сюжеты известных сказок. Остается общая смысловая канва событий, меняются лишь конкретные условия действий персонажей. Все сказки имеют достаточно четкую схему:
– обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется главный герой;
– герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;
– герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;
– герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником);
– герой побеждает противника и получает искомый объект;
– герой возвращается домой и получает заслуженную награду. .[ 8. ]
Т. А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия. Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны : бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п. [ 5. ]
Таким образом, изучив работы Т. А. Репиной, Т. А. Куликовой, Н. А. Коротковой, Л. С. Выготского, И. С. Кона, мы считаем, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 62-76.
2. Вейнингер О. Пол и характер, — М. : Академия, 1992. — 26 с.
3. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии.? 1991. №2.? С. 47-57
4. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и
патологии. Л., 1988 г.
5. .Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
6. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старшего дошкольника//ребёнок в детском саду. 2006. - № 4. – с. 43 – 45.
7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
9. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 245 с.
10. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду//Вопр. психол. 1984. — № 7. — 62–70 с.
11. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. - Москва-Воронеж, 2004. - 300 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -2-е изд. - М., 1946. -С. 225
13. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избр. Психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 2001 - с. 416