Ольга Васильевна Анциферова
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Когда говорим о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения). В процессе социализации человек формируется как общественное существо.
Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения. Ребенок с ОВЗ также не может жить, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Игра подготавливает дошкольников с ОВЗ к принятию на себя той или иной социальной роли и позволяет ему проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
Особенности сюжетно-ролевой игры : - соблюдение правил - социальный мотив игр - эмоциональное развитие - развитие интеллекта - развитие воображения и творчества - развитие речи
Для получения положительного результата в данной работе нужно:
• обогатить предметно-игровую развивающую среду в группе сюжетно-ролевыми играми, отображающими реальную жизнь;
• обогащение игровой зоны (атрибуты для игр в больницу, библиотеку, редакцию; детские газеты, журналы, открытки, фотографии, иллюстрации и т. д.);
• введение новых атрибутов для сюжетно-ролевых игр : компьютер, ксерокс, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, телефон, фотоплёнка;
• набор иллюстративного материала по разным темам: картинки, фотографии, открытки, календарики; наклейки;
• организация модели трудового процесса;
• и др.
Основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире :
• экскурсии;
• встречи с людьми разных профессий;
• эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
• беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
• рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
• составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;
• индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
• инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
• тематические беседы и др.
У детей необходимо сформировать ролевые способы решения игровых задач, умение начинать и развивать игру по собственной инициативе, вступать в ролевую беседу со взрослыми и сверстниками, активно использовать разнообразный игровой материал, предметы мебели, предметы-заместители.
Основные трудности в форсировании социальной адаптации с помощью обогащенных социально-ролевых игр могут стать отсутствие внутренней мотивации педагога и вытеснение игровой деятельности ребенка в семье, замена ее другими видами деятельности - просмотром телепередач, компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. Для решения первой проблемы воспитателю необходимо пробудить своего внутреннего ребенка, что облегчит процесс вхождения в педагогическую импровизацию, также необходим определенный опыт режиссерской работы, что также требует от педагога дополнительных усилий и временных затрат. Для решения второй проблемы важно:
- Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;
- Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
- Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
- Вовлечь родителей в игровую деятельность.
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.
Любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи опираясь на положительные стороны развития таких детей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра служит эффективным средством социализации старших дошкольников, так как способствует усвоению ребенком социального опыта путем создания условий для вхождения его в определенную условную социальную среду. Сюжет такой игры – это условный процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в эту социальную среду.
Список литературы
1. Алексеева А. И. Развитие личности дошкольника в игровой деятельности / А. И. Алексеева. – М. : Педагогика, 2012. – 82 с.
2. Красильникова Т. Н., Батуева О. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013, № 4. С. 40-45.
4. Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ ( дата обращения: 06.11.2020).