Юлия Максакова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральная образовательная программа дошкольного образования оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса. Такая игра успешно решает поставленные задачи и является ведущей в этом возрасте. С помощью сюжетно-ролевой игры дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей, и в воображаемых условиях моделируют жизнь взрослых и отношения между ними.
Так что же такое игра?
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра это самостоятельная деятельность ребенка, импровизация, в которой ребенок не продумывает свою роль, замысел игры развивается спонтанно. В этой игре ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, учится взаимодействовать с ними, осваивает социальный опыт, мир человеческих отношений. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Игра это взаимоотношения, которые формируются поэтапно, начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения на уровне постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий. Так незаметно для ребенка и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.
Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих компонентов: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом игры является сюжет. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия, такие как крутить руль автомашины, готовить обед является одним из основных средств реализации сюжета.
Далее это содержание игры. Его определили как то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль является средством реализации сюжета. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. Это возникает вследствие того, что образцы поведения детей различны. Развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит на протяжении всего дошкольного периода : от исполнения ролевых действий до ролей - образам. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.
Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают ребята самостоятельно, это игры, которые придумывают сами дети. Они отражают знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Любой ребенок может выбрать, кем он хочет быть в игре. С помощью фантазии и воображения, он легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Творческая составляющая сюжетно-ролевой игры проявляется в том, что ребенок как бы превращается в того, кого он хочет изобразить, он искренне верит в то, что происходит вокруг него, и также искренне радуется или огорчается происходящим в игре событиям. Согласно федеральной образовательной программы, игра остаётся ведущим видом детской деятельности ведь для ребенка это самый доступный вид деятельности. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы красочные атрибуты и условия для развития игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Осуществлять игровую деятельность детей необходимо последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
Список литературы:
1. Комарова, Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников / Т. В. Комарова, О. В. Пронина, В. А. Астапова // Молодой ученый, 2018.
2. Нечаева В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособ. для воспит. / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, И. Жуковская. – М., 1984.
3. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание, 2006.