Тамара Черникова
Конспект занятия в первой младшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе «Свойства воздуха»
Тема: «Свойства воздуха» Цель: Обнаружить воздух в пространстве; познакомить со свойствами воздуха : прозрачный, невидимый, легкий, теплый – холодный: формировать у детей способность видеть многообразие мира; развивать поисково-познавательную деятельность. Поддерживать инициативу. Сообразительность. Самостоятельность. Развивать речь. Задачи: 1. Обучающие: • Познакомить с понятиями «Воздух». • Дать понять, что при выдохе, образуется поток воздуха, способный передвигать легкие предметы.
Публикация «Конспект занятия в первой младшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
• Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
• Учить двигаться согласно тексту, по сигналу, повторять движения за воспитателем.
2. Развивающие:
• Развивать речь, мышление, внимание, речевое дыхание.
• Развивать логическое мышление, познавательную деятельность.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство сопереживания и сострадания, чувство помощи для сказочного персонажа.
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа-диалог, эксперимент, анализ, подведение итогов.
Материал: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары ; трубочки для коктейля (по количеству детей) ; стаканчики с водой (по количеству детей)
Словарная работа: воздух, прозрачный, невидимый, легкий, теплый, холодный.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Под песню входит мишка Винни.
- Здравствуйте, ребята! Я иду на День рождения к пятачку, и несу ему подарок воздушный шарик. Ой, а что же с ним случилось, почему он стал таким маленьким, как мне теперь идти к пятачку? (плачет, т. к. шарик сдулся)
Воспитатель:
Не волнуйся, Винни. Мы обязательно тебе поможем.
— Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей, шарик сдулся).
Воспитатель:
— Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым, что нужно сделать (шарик надо надуть отвечают дети)
— А что будет внутри шарика, когда мы его надуем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают. (воздух)
Воспитатель: Значит внутри шарика воздух.
— Как вы думаете, как он оказался в шарике (появился? (ответы детей).
Воспитатель: мы воздух выдыхаем.
— Ребята, а как вы думаете, кому нужен воздух (людям, растениям, животным)
Винни: — Ой! Получается, я тоже воздухом дышу! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха!
— А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей)
Воспитатель:
— Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Мишкой и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Винни:
— А у меня ничего не получается!
Воспитатель:
—Сейчас я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
— Получилось?
Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
— А какого он цвета? Мы его видим (руку через пакет видим, смотрим)
Воспитатель: Дети воздух невидимый, бесцветный.
Винни:— Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
— А мы сейчас это узнаем.
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером. Что вы ощущаете? (ответы детей). Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Винни
— А я умею делать дыхательную гимнастику. Хотите и вас научу?
Дыхательная гимнастика: Подуем на плечо, подуем на другое. Нас солнце горячо пекло дневной порою, а теперь на облака и остановимся пока.
Воспитатель: Гимнастику научились делать, а давайте теперь широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? (спрашивает каждого ребенка, а теперь сделаем трубочку и подуем, какой воздух полетел на ладошку? (воздух может быть горячим и холодным)
Винни: А что это у вас за шарики такие красивые лежат?
Воспитатель: Сейчас я вам все расскажу.
Опыт
Винни: А это, что у вас такое. (обращает внимание детей на столы)
Воспитатель: Сейчас посмотрим. Дети посмотрите на наш стол, давайте подойдем к нему.
(Воспитатель подводит детей к оборудованному столу. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Мишки).
Опыт
Подуйте в трубочку сильно –сильно. Что вы увидели в водичке?
Винни:
— Ой! А что это булькает!
Дети: (Пузырьки)
Воспитатель: Это тоже воздух. Воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Что это дети (воздух (воспитатель спрашивает каждого ребенка)
Винни:
— Что-то я устал… Ребята, а хотите поиграть в любимую игру пятачка?
Подвижная игра «Пузырь»
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой.
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.
Винни:
— Как много я сегодня узнал о воздухе! Спасибо. Я уже опаздываю, мне пора к пятачку. Но как же я пойду?
Воспитатель: Не волнуйся, вот тебе шарик (воспитатель дает Винни воздушный шарик
Винни: Прощается.
Итоги:
— Ребята, мы сегодня с вами помогли Винни, узнать о воздухе. (воспитатель делает выводы).
• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде.