Елена Зайкина
Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Успешность обучения детей в дошкольной организации во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Публикация «Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. Она характеризуется развернутостью, произвольностью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим.
Связная монологическая речь у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте развивается замедленными темпами. У них наблюдается искажение как внутреннего, смыслового, так и языкового уровней связной речи. Происходит непонимание речи, нарушение логической последовательности событий, неспособность устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, составлять законченное развернутое высказывание. От того, насколько будет сформирована связная монологическая речь у детей с нарушением интеллекта, зависит успешность усвоения учебного материала.
При использовании сказки с повторяющимися сюжетами для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта можно использовать разнообразные приемы рассказывание сказки детям, повторное рассказывание текста с использованием художественных иллюстраций, пересказ или рассказ сказки детьми по вопросам педагога, пересказ или рассказ сказки детьми с опорой на иллюстрации, пересказ или рассказ сказки детьми без опоры на иллюстрацию.