Папки-передвижки

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать

Салима Сафарова
Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать
▼ Скачать + Заказать документы

творческие способности

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать?

Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки:

1. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей.

3. Это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Публикация «Сущность понятия „творческие способности“ и как их развивать» размещена в разделах

Отмечается, что “способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (по С. Л. Рубинштейну).

Способный человек - тот, кто хорошо умеет делать какое-либо дело, причем справляется с ним так, что добивается высоких результатов и получает высокую оценку со стороны окружающих людей.

Творческие способности – это фундамент развития любых способностей на самом высоком уровне. Это способности находить решение нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию, с целью получения результата, способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения.

Оказывается творческие способности «спят» и чтобы творческие способности «найти» родителям надо немного поработать, а точнее обеспечить развитие творческих способностей, чтобы они показались на горизонте.

“От природы способностей нет и не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности”, - пишет В. С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. Действительно, способы надо выработать, приобрести каким-то образом, но задает вопрос Юркевич, почему у одного человека “способы” вырабатываются быстрее, они более эффективны, чем у другого? – Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков (С. Л. Рубинштейн, Б. .М. Теплов и др.). При таком понимании способностей и задатков, способности не рассматриваются как свойство мозга. По мнению психологов, это определение не в полной мере отражает сущность данного феномена.

Да, все родители имеют детей с творческими способностями, но почему-то не все из них понимают, что это не сорняк – эти творческие способности, а культура, требующая внимания. Даже некоторые родители говорят: зачем петь, танцевать, рисовать — все это лишняя нагрузка, время, и потом – я не хочу чтобы мой- моя были артистами… Да, забавно, но, смею вас уверить, что творческие способности – это намного выше всего что человек делает в обычной жизни и творческая способность что-то делать в искусстве – любом- это совершенно другой уровень развития и понимания любой области жизни.

Первое условие успешного развития творческих способностей: раннее начало. Т. е. первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

Очень интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Ведь никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями, математиков — математическими и т. д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

Мы знаем семьи, и целые клубы молодых семей в разных городах, где родители предоставляют своим детям с младенчества благоприятные условия для развития и добиваются удивительных результатов даже в трудных условиях современной квартиры. Уже многие отказываются от некоторых лакированных удобств в квартире, устанавливают спортивные комплексы и хоть отчасти предоставляют своему ребенку драгоценную возможность своевременного и полноценного развития.

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься — объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

У 10-месячного малыша мяч укатился под диван и он хочет его достать: ложится на живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он все равно протягивает ручонку и. не достает мяча. А голова под диван не пролезает — ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч спереди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка. Малыш просовывает ручонку в узкую щель между стеной и скамеечкой. Опять неудача, пальчики только поцарапали по мячу ноготками, а взять его невозможно. Еще попытка, и опять безрезультатно. Но, уже расстроенный неудачей, малыш с обидой резко вытаскивает руку из щели и. отодвигает при этом от стены скамеечку. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виден мяч, и теперь малыш сам сердито отпихивает скамеечку дальше и дальше. Вместо щели уже целый проход, туда можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда, на ходу цепляя скамеечку и отодвигая ее еще дальше в сторону. Но вот мяч в руках, и малыш, готовый задать ревака, уже улыбается.

Если понаблюдать: как сосредоточенно и напряженно работает в это время его ум и как быстро он развивается при этом! Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. Четвертое — важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь—в подсказку.

Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!

Вот 2-летний Дима, у которого в руках кастрюлька с молоком, подходит к закрытой двери и останавливается в недоумении: как же ее открыть? К нему на помощь торопится бабушка. Она вот-вот сама откроет дверь.

— Подождите, бабушка! Дайте внуку самому сообразить, как тут поступить. Не лишайте его трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие!

— Дверь открыть — открытие? Ну и ну! Ладно уж, открывай сам свое открытие, только кастрюльку на пол поставь, дурачок. Ах, бабушка-бабушка, заботливая бабушка! Так и не дала подумать внуку. И открытие не состоялось. Осторожно: такая «забота» способна погубить на корню все ростки творчества!

Нет, мы не будем делать так. А как? Начнем все сначала: 2-летнему Диме надо открыть дверь, а обе руки заняты. Папа недалеко, но он не спешит помочь, только замечает: «Интересно, как же Дима дверь откроет?» Дима пробует открыть дверь ногой — не получается. Пробует прижать кастрюльку к груди — молоко чуть выплеснулось. А если одной рукой подержать? Вышло! Кастрюлька-то маленькая совсем. Но теперь трудно дотянуться до ручки двери. Досада какая! А папа еще подзадоривает: «Ну-ка, ну-ка, сообрази!» Наконец, додумался, поставил на пол, но опять очень близко к двери — пришлось отодвинуть в сторону. Ура! Сообразил! — сияющее личико, всеобщее ликование. Еще бы! Теперь открытие состоялось!

Загляните в глаза ребенку, который только что получил успех, проявив творческие способности и добившись результата! Это потрясающе! Кажется, он может горы свернуть, несмотря на рост… и не только…

Великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.

Публикации по теме:

Как развивать музыкальные способности (советы благоразумным родителям) Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребёнка.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация «Художественно-творческие способности дошкольников и их возрастные особенности» Художественно-творческие способности дошкольника, возрастные особенности. Художественно-творческие способности дошкольника можно определить,.

Как развивать творческие способности у детей? Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников» Консультация для родителей "Как развивать творческие способности дошкольников" Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Подготовила воспитатель дошкольной группы Телякова Н. М. Детское.

Консультация для родителей (законных представителей) «Как развивать математические способности ребенка» Консультация для родителей (законных представителей) «Как развивать математические способности ребенка» Математика — это мощный фактор.

Консультация «Творческие способности детей дошкольного возраста» Тема статьи: Творческие способности детей дошкольного возраста Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития творческих способностей.

Сущность понятия воображения Сущность понятия воображения Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 16:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать» (включая файлы) размещена пользователем Салима Сафарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД