Минакова Валерия
Консультация «Творческие способности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема статьи: Творческие способности детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития творческих способностей каждого дошкольника. Определяется необходимость совместной работы педагогов и родителей по выявлению и развитию этих способностей у ребенка. Современный человек – это, несомненно, творческая личность, а, следовательно, происходящие в обществе преобразования, зарождают в образовании новые требования к подготовке дошкольников.
Публикация «Консультация „Творческие способности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность темы настоящей статьи определяется тем, что именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, и этот период развития жизни человека является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Творить - означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления.
Проблема темы настоящей статьи состоит в том, что для развития творческих способностей ребенка в дошкольном возрасте требуются определенные условия, создание творческой атмосферы в дошкольном учреждении. То есть, большое значение в развитии творческих способностей – одного из основных условий развития творческого мышления – является создание атмосферы, благоприятствующую появлению новых идей и мнений.
Для темы настоящей статьи особое значение имеет мнение Артемьевой А. А., которая отмечает, что творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. Автор отмечает, что творческие люди наиболее способны к адаптации в мире, так как сами способны создавать условия, чтобы наиболее успешно и полно реализовать свой потенциал.
Специалисты отмечают значение развития творческих способностей в любом возрасте, но их развитие в дошкольном возрасте закладывает основу творческого потенциала личности.
У каждого ребёнка наблюдаются свойственные только ему творческие задатки, которые, в свою очередь зависят от многих факторов: нервной системы, ее «гибкости»; эмоциональности; темперамента; наследственности и т. д. Очень важную роль играют педагоги ДОУ и родители, ведь далеко не последнюю роль играет окружающая ребенка среда, особенно семья. Для выявления и дальнейшего развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста следует пройти ряд этапов, от самого низкого до самого высокого. Сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:
на первом этапе ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.
далее ребенок рассматривает задачу с разных сторон.
ребенок доводит начатую работу до завершения.
Для выявления и развития творческих способностей ребенка требуется его заинтересовать и в связи с этим, силе интереса надо уделять особое внимание. Интерес подготовит почву и придаст деятельность простор и направление. Но чем серьезнее необходимые усилия, тем активнее личность должна соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем.
Следующим необходимым условием, которое позволит выявить и развить творческий потенциал дошкольника является мотивация, то есть в дошкольном возрасте для выявления и развития творческих способностей необходима мотивация, цель каждого действия, развивающего или стимулирующего способности, должна состоять в развитии личности дошкольника.
При этом, педагог, выявляя творческие способности ребенка в той или иной области должен осторожно направлять процесс развития этих способностей. Формирование способностей требует от родителей и педагогов ДОУ упорной и терпеливой работы.
Следует особое внимание уделить основной цели в деятельности педагога ДОУ по развитию творческих способностей ребенка. Он должен организовать и направить развитие способностей как вид деятельности.
В первые годы жизни ребенка его занятия еще не должны направляться в какое-либо определенное русло. Важно, чтобы ребенок в соответствие со своим возрастом постоянно бы занимался чем-либо и приобретал бы при этом разнообразные навыки. Для этого могут быть использованы разнообразные прогулки или хождение за покупками с родителями, совместные наблюдения и сопереживания и т. п. Развитие мышления стимулируется вопросами, ответы на которые дают возможность получить представление и информацию о взаимосвязях по поводу таких вопросов, на которые дети не могут ответить лишь при помощи тех знаний, которыми они уже располагают. Дети требуют дополнительной информации, если они сами осознали какие-то видимые противоречия.
Многие выдающиеся ученые и инженеры, отвечая на вопрос, как им удалось добиться значительных результатов, рассказывают, что очень рано нашли интересующий их предмет и потом под руководством их родителей, педагогов и других окружающих их людей научились получать от своих занятий все больше удовольствия. Первые успехи поощряли их к дальнейшему углублению в этот предмет. Каждую свободную минуту они использовали для занятий интересовавшим их делом.
Стимулирование ярко выраженных талантов, развитие способностей и талантов – сложная работа, которую должны вести увлеченные этим делом родители, педагоги, ученые, а также молодежные и детские организации. Все они должны помогать друг другу. Каждый шаг в этом направлении принесет в будущем пользу.
Список литературы
1. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников : методическое пособие/ Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. — М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк/Л. С. Выготский. - 2 е изд. - М. : Просвещение, 2004.
3. Артемьева А. А. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Современные методики выявления одарённости. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.openclass.ru (Дата обращения 22.09.2018)