Наталья Саух
Как развивать музыкальные способности (советы благоразумным родителям)
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребёнка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребёнок начинает раньше и чётче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду и в школе.
Публикация «Как развивать музыкальные способности (советы благоразумным родителям)» размещена в разделах
Вы наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребёнка счастливым, добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое дано маленькому человеку от рождения, ещё больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего - близкими. Способность слышать, а позже – понимать услышанное – одно из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.
Если вы сделали вывод об отсутствии каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то, поверьте, вы заблуждаетесь! Просто у вас они так и остались неразвитыми. И тем не менее вы можете развить их у собственного ребёнка. Не верите! Вспомните фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Даже взрослую девочку, убеждённую, что ей «медведь на ухо наступил», одноклассник всего за несколько занятий научил петь. И наверняка вам известны примеры, когда с рождения с малышом разговаривали на двух иностранных языках, в результате чего к трём годам он с лёгкостью общался на них.
Родителям нужно только помочь врождённому умению малыша слушать и слышать. Таких способов великое множество, столько, сколько различных методик и развивающих программ.
Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) – мама. Когда малыш видит, как мама поёт и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях – это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.
Как не учат буквам, когда ребёнок учится говорить, так и не учат играть по нотам, пока ребёнок не достигнет определённого технического уровня, пока у него не разовьётся музыкальная память. Не важно, что вы играете на фортепиано только одним пальцем, важно – чтобы ребёнок чувствовал, что мама увлечённо занимается с ним и радуется его успехам.
Музыкальный слух у ребёнка формируется очень рано, и если вы начнёте занятия с двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включает в себя четыре основных направления:
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, «Песенка куклы». Вы держите в руках куклу и поёте за неё, синхронизируя пение с движением игрушки. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять – семь раз. Между повторениями делайте музыкальные паузы, во время которых, отложив куклу, проиграйте эту же песенку на инструментах – самоделках (а если вы владеете игрой на пианино, клавишном синтезаторе и т. п., то играйте и на них). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов. Детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассете. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум две).
2. Работа над ритмикой.
Её можно начинать уже с трёхмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним по весёлую песенку. Вероятно, на первых порах вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трёх – шести минут. Главный ориентир при этом – настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать туже песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха.
Музыкальный слух – это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, его слух считают абсолютным. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка абсолютного слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного – двух месяцев, использую погремушки. Это позволит познакомить малыша с разнообразными звуками и побудить его к самостоятельному «музицированию». После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли, любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой и пищат ил звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук. Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный приём: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
4. Развитие способностей к музицированию. «Ансамбль»
Вы играете мелодию на каком – нибудь музыкальном инструменте (не обязательно на пианино, можно на «самоделках», а малышу предлагаете играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь, Играя, подбирайте темп, удобный для ребёнка.
Развивая с рождения музыкальные способности ребёнка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с лёгкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создавать ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учёбы в общеобразовательной школе.
Саух Наталья
музыкальный руководитель
МДОУ Вешкаймский детский сад «Рябинка»