Каринэ Хоботова
Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе
Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви привязанности и т. д. [11, с. 32].
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Публикация «Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой [10, с. 23].
В России многие десятки лет существуют специализированные научно-исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований. [1].
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности.
Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Педагогам и родителям следует, заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. Экологическое воспитание является составной частью экологического образования, как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. [4, c.81].
Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Экологическое сознание выполняет важные функции:
Просветительная функция помогает воспитанникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия [3, с. 53].
Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней [1].
Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм [3, с. 54].
Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав -- все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заказников и заповедников. Экологическое сознание вовлекает воспитанников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны, неизбежно ведущей к «ядерной зиме» и гибели всего живого на Земле [13, c.5].
Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производительных сил и развития всего народного хозяйства [13, c.9].
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить [5, c.37] :
I. Особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
a) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
b) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
c) выработка навыков и привычек поведения в природе;
d) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
II. Значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Г. Т. Иванова, В. В. Куратова и др. сформулировали положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе. [15, c.11].
«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) [1].
Эта проблема, наиболее полно раскрывается в работах С. Н. Новиковой. По определению С. Н. Новиковой, экологическая культура - это качество личности, компонентами которой являются:
– интерес к природе и проблемам ее охраны;
– знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
– экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [8].
На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Многие исследователи, говорят, что экологическое воспитание очень часто осуществляется односторонне, а не комплексно, без использования всех возможностей.
Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.
Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования [21, с. 240].
В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дошкольный возраст - этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.
В процессе развития экологической культуры младших дошкольников можно выделить три этапа. В качестве основных критериев роста следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления экологической позиции личности :
– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
– потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;
– бережное отношение ко всему окружающему;
– проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
– проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [23, c.319].
Младший дошкольник приобретает экологически ориентированный личный опыт за счет:
– наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;
– первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо);
– выполнения предложенных воспитателем правил поведения;
– общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
– эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;
– ощущения потребности в знаниях экологического содержания;
– бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д. ;
– наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Повышение экологической культуры дошкольников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля - вот главное в жизни [19, c.51].
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности старших дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. [8].
Н. Н. Кондратьева считает, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование - это формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [21, c.240].
Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. [10, c.23].
Ученые Л. Д. Бобылёва, А. Н. Захлебный, А. В. Миронов, Л. П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.
Экологическая культура, по мнению Л. Д. Бобылёвой - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [5, c.41].
И. В. Цветкова считает, что экологическая культура включает :
– культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
– культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
– культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [11, c.33].
Экологическая культура, указывает Л. Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
– интерес к природе;
– знания о природе и ее охране;
– эстетические и нравственные чувства к природе;
– позитивная деятельность в природе;
– мотивы, определяющие поступки детей в природе [5, c.41].
Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. [1].
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все занятия. В детском саду дети знакомятся с тем, что находится вокруг них, учатся наблюдать за природой. [22, c.60].
Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
Таким образом, проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности детей различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.