Галина
Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение к природе в дошкольном возрасте.
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Жан Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольников является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения.
Публикация «Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте» размещена в разделах
Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между «человеческим» и «не-человеческим».
Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то у него формируется «субъектная установка» по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности:
Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит «субъектная установка», возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере «человеческого», но не к сфере равного в своей самоценности.
Вторая характерная черта мышления дошкольника — артификализм (от лат. айе — искусственно и гасеге — делать, т. е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей.
Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать с неба звездочку и т. д.
Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма.
Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе.
Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.
Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами самое существенное влияние оказывается степенью сформированное у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослыми и т. д. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т. е. уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним. С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и проявляется субъективное отношение к природе у дошкольников.
Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности, который достигается значительно позже, практически только к юношескому возрасту.
Практический компонент интенсивности отношения к природе у дошкольников сформирован достаточно низко. Их стремление к практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке, он просто реагирует на поступающие от нее психо-логические релизеры.
В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать».
Таким образом, у дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Выводы:
1. Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников определяются особенностями мышления, свойственными возрасту.
2. То, что дошкольник относит все природные объекты к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что они являются чем-то равным в своей самоценности.
3. В дошкольном возрасте формируется модальность субъектого характера субъективного отношения к природе, в основе которой лежит «субъектная установка».
4. Ребенок считает, что в мире все существует для него или для других людей, такая черта мышления носит название артификализм, в связи с этим природа воспринимается сквозь призму прагматизма.
5. Артификализм приводит к формированию у детей прагматического характера модальности отношения к природе, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической
6. Степень сформированности представлений о живом определяет у дошкольников характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним.
7. У дошкольников преобладает когнитивный компонент отношения к природе.
8. Для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
9. В период младшего школьного возраста происходит переход от преобладания в субъектном восприятии природных объектов гносеологического аспекта и установочного, к доминированию функционального и установочного. Антропоморфизм в младшем школьном возрасте сменяется субъектификацией.
10. Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.