Поспелова Светлана
Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы поговорить о таком нетрадиционном методе в работе логопеда как Су-Джок терапия.
Су-Джок терапия - ( в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа, создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.
Публикация «Су-Джок терапия в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:
- массажер Су-джок повышает интерес детей к занятию;
- оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;
- Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;
- Су-джок «ежики» свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
В своей работе во время индивидуальных занятий я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми, используя Су-джок «шарики».
1. Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
2. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное кольцо)
Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
- «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками
(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика)
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах.
Одновременное произношение звуков, слов с движением и прожимами на аппликаторе.
Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия
Характеристика звука (с помощью массажного шарика)
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука)
красный – для гласных;
синий с колечком – для звонких твердых согласных;
синий без колечка – для глухих твердых согласных;
зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;
зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.
• Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
• Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
4. Совершенствование лексико –грамматических категорий
• Словообразование, словоизменение
«Шарик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием шарика или деревянного валика друг другу
«Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей, Чья, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?»
• Совершенствование навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
5. Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко, палец – угадай»
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.