Жидовкина Марина
Су — Джок терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Жидовкина М. С. -
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад №35» «Родничок»
город Губкин Белгородской области
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы, так и нетрадиционные технологии. Развитие мелкой моторики позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.
Публикация «Су — Джок терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В своей группе мы используем нетрадиционную корейскую технологию Су - Джок. Отмечается тот факт, что у некоторых детей пальцы малоподвижные. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. И поэтому, выбранная нами данная Су-Джок терапия уделяет должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, стимуляции стопы ног. Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су-кисть, Джок-стопа. Метод Су-Джок так же направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Для проведения Су-Джок терапии нужны специальные массажные шарики и колечки. Дети катают между ладоней шарики (они наощупь колкие, шариком стимулируем зоны на ладонях, руках, стопах, ногах, спине,
а колечки поочередно примеряют на пальчики.
Наметили план в работе:
- знакомство детей с Су- Джок терапией, правилами его пользования.
- закрепление знаний в упражнениях и играх.
- самостоятельное использование шарика Су- Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Работа началась со знакомства детей с шариками Су-Джок, правилами его использования. Ведь на подготовительном этапе осуществляется эмоциональный настрой. И поэтому необходимо сформировать основные движения, так как это способствует укреплению сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем. Благотворно влияет на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга. Что помогает создать у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Основные движения с шариком: катали шарик между ладонями, ребром ладони стучали по шарику. Дальше сжимали шарики в кулачке, затем катали к каждому пальчику, касались подушечками пальцев иголочек шарика, прокатывали шарик по дорожкам различной конфигурации, по кругу.
Пример пальчиковой гимнастики в стихах (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Затем перешли к пружинным кольцам. Пружинные кольца дети надевали на пальчики и прокатывали по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Движения полезно сопровождать стихотворной речью.
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
Стихотворение можно заменить любой словесной игрой, например, на развитие лексико-грамматических категорий. Поиграем в игру «Я знаю 5 предметов».
Далее закрепляли знания в упражнениях и играх: использовали шарики при рассказывании стихотворений, в дидактических играх «По ладошке мяч катаю пять животных называю» или с кольцом «Я знаю пять имен девочек», «Четвертый лишний», «Прокати шарик по дорожке», «Разложи по цвету», «Соедини половинки» и т. д. Используем шарики на занятиях по развитию математических представлений «Сосчитай – не ошибись». «Веселый счет».
Затем дети самостоятельно использовали шарики Су-Джок и пружинные кольца «С какой стороны звучит шарик», «Я слышу», что влияет на развитие слуха и совершенствует навыки пространственной ориентации.
Эту работу можно проводить несколько раз в день. Использовать как самостоятельное упражнение или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить свои пальчики к работе.
Важно заметить, что вариантов игр и упражнений с массажными шариками – множество. Все зависит от фантазии детей и воспитателей.
Достоинствами Су-Джок терапии являются :
1. Улучшение концентрации внимания: дети развивают и тренируют одновременную вовлеченность в несколько видов мыслительных процессов. Они постепенно учатся сосредотачиваться на конкретном задании, абстрагируясь от того, что отвлекает их внимание;
2. Высокая эффективность – при правильном применении всегда наступает выраженный эффект;
3. Абсолютная безопасность – это лечебная система. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению, неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно;
4. Стимулирует творческое мышление;
5. Универсальность – упражнения с использованием Су-Джок терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
6. Увеличение наблюдательности и слуха. С течением времени, это значительно улучшает его наблюдательность;
7. Простота применения для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
8. Улучшение памяти;
9. Повышение скорости и улучшение умственной деятельности.
В результате использования Су-Джок терапии :
• осуществляется благоприятное воздействие на весь
организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая
моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание,
память, речь и другие психические процессы,
необходимые для становления учебной деятельности.